Диагностическая работа по истории

Источник: http://www.wisdoms.ru/60.html

Диагностика — лучший способ промежуточного тестирования!

Что такое диагностическая работа? Это регулярно проводящиеся в школах страны срезовые работы на проверку знаний и умений школьников по конкретному предмету. Еще они известны как КДР (краевые диагностические работы). Особенно часто старшеклассники России пишут диагностические работы по обязательным предметам ЕГЭ — русскому языку и математике. Предметы ЕГЭ по выбору не так часто подвергаются проверке — в 2014 году всего 1 раз за год. Причем, пишут их с 2013 года только одиннадцатиклассники, сдающие этот предмет ЕГЭ. Разрабатывают текст работы, как правило, региональные методические службы, например в Краснодарском крае ККИДППО.

Зачем проводятся диагностические работы?

Целей несколько:

  1. Выявление пробелов у готовящихся к ЕГЭ выпускников.
  2. Эффективное их устранение.
  3. Проработка сложного материала, вызвавшего затруднения на ЕГЭ прошлого года.
  4. Оценка общего уровня готовности выпускника к сдаче ЕГЭ.

Таким образом, диагностические работы, написанные честно и самостоятельно, позволят Вам реально оценить свои силы накануне ЕГЭ.

Каково содержание предстоящей работы по истории?

Обратимся к спецификации работы 4 марта 2014 года в 11 классе. Работа будет состоять из 5 заданий части А (на выбор ответа), 4 заданий части В (работа с исторической картой), и 2 заданий части С (работа с историческим источником и аргументация исторической проблемы).

В части А работа охватит период с VIII века (начало истории России) по начало XXI. То есть за весь курс. Приведем несколько примеров возможных заданий, используя реальные задания ЕГЭ по истории прошлых лет.

А1. Какое событие Смутного времени связано с праздником «День народного единства» в современной России?

1) свержение власти Лжедмитрия I

2) распад лагеря «тушинского вора»

3) Столбовский мир со Швецией

4) капитуляция польского гарнизона в Кремле

Рассуждаем. Смута — системный кризис русского общества начала XVII века. Главная причина — пресечение династии Рюриковичей. Лжедмитрии I и II («тушинский вор») — самозванцы, а Смута закончилась восшествием на престол династии Романовых. Ответы 1 и 2 неверны.

Швеция и Польша — осуществляли интервенцию в период Смуты. Кто был опаснее? Поляки, их ставленники пытались сесть на русский трон, а королевичу Владиславу даже присягнули бояре. Значит, независимость может ассоциироваться с отражением польской угрозы в Смуту. Действительно, 4 ноября 1612 года польский гарнизон в Кремле сдался войскам Второго ополчения Минина и Пожарского. Верен ответ 4. Проверялось умение устанавливать причинно-следственные связи.

Еще один вопрос части А:

А2. Кто из названных деятелей культуры был в начале XX века инициатором и организатором «Русских сезонов» в Париже?

1) К.С. Станиславский

2) С.П. Дягилев

3) Ф.И. Шаляпин

4) И.Е. Репин

Что объединяет переставленные исторические личности? Это деятели искусства, культуры. Выбираем наиболее известных. Станиславский — театральный режиссер («Не верю!»), Шаляпин — оперный певец, Репин — выдающийся художник-передвижник (надеюсь, «Бурлаки на Волге» всем известны).

Остается Дягилев — не самый известный персонаж русской истории, однако, выдающийся организатор, создатель творческого объединения «Мир искусства». Это — верный ответ, 2. Мы его вычислили логически, но, конечно, такие крупные фигуры Вы, если рассчитываете на высокий балл ЕГЭ по истории, должны знать!

Диагностическая работа
Дягилев, Сергей Павлович. Выдающийся деятель русского искусства конца XIX — начала XX века. Организатор группы «Мир искусства» и «Русских сезонов» в Париже.

Как работать с исторической картой?

С 2013 года в ЕГЭ по истории значительный объем в части В заняла работа с иллюстративным материалом (картами, схемами, портретами). Это — один из наиболее трудных элементов ЕГЭ по истории, вызывающий огромные трудности у выпускников. Поэтому именно это задание будет представлено в диагностической работе. Покажем на примере, как его решать. Задания будут представлены до начала ВОВ (1941 год).

Безымянный

В1.Назовите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы указаны стрелками.

В2.Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

В3.Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «2».

В4.Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат

2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы

3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь

4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси

5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай

6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси

Сразу определяем период, события которого изображены на карте. Мы видим племенные союза славян — поляне, древляне, северяне и другие. Значит, это период создания Киевской Руси, самый ранний в русской истории. Вспоминаем, походы какого князя нам известны (стрелками на карте обычно изображают военные походы). Это Святослав Великий — самый воинственный из князей Киевской Руси, Александр Македонский Восточной Европы!

Проверяем свое предположение 4 заданием, оно наиболее здесь информативно, если его верно использовать.  1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат. 4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси. Правильно, это безусловно, характеристики деятельности Святослава!

Отвечаем на задания 2 и 3 — неизвестные части карты. Смотрим 1 — государство на реке Волга, город — Булгар. Это Волжская Булгария. Значит, южнее, под цифрой 2 — Хазарский каганат. Действительно, это государство контролировало Кавказ и степи между Черным и Каспийским морями.

Итак, наши ответы:

В1. СВЯТОСЛАВ (имя князя!)

В2. ВОЛЖСКАЯБУЛГАРИЯ (без пробелов и запятых!)

В3. ХАЗАРСКИЙКАГАНАТ

В4. 145

Князь сражался с  хазарами, убили его печенеги, половцев в степи еще не было, 2 отпадает. Корсунь — центр византийских владений в Крыму, как видно из карты, а христианство Святослав не распространял, так как был язычником. Ответы 3 и 6 тоже не верны.

Задание для самостоятельного разбора!

Теперь попробуйте самостоятельно разобрать и ответить на следующий возможный в диагностической работе 4 марта вопрос части С:

С2. Историки по разному оценивают народническое движение второй половины XIX века. Например, высказывается следующая мысль: «Народничество – чуждый истории страны беспричинный террор изгнанной из университетов молодежи». Приведите по два аргумента в подтверждение и в опровержение представленной точки зрения.

Ваши ответы мы ждем в комментариях здесь, а также в обсуждении нашей группы VK

В ближайшее время разбор диагностической работы по обществознанию, готовимся вместе, удачи!

 

 

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *