Добрый день, тема занятия сегодня – СЕМЬЯ И БРАК. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Прежде всего, дадим определение СЕМЬЯ. Напоминаю, нас интересует наиболее емкое определение, применимое на экзамене и формулируемое самостоятельно!
Вспоминаем, что СЕМЬЮ мы приводили в пример как один из важнейших СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. Какой СФЕРЫ? Социальной.
Далее, какие необходимые для общества функции выполняет СЕМЬЯ? Да, в семье рождаются дети – РЕПРОДУКТИВНАЯ.
СЕМЬЯ – это основной институт социальной сферы, выполняющий функцию репродукции.
Мы привели фактически синоним (известный нам термин) и одну из важных функций, на этом советую строить любое необходимое определение.
Также, семья относится к социальным группам – это объединение людей. Группа малая. Чем она объединена? Кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом. Еще одно определение, таким образом:
СЕМЬЯ – малая социальная группа, объединенная кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.
Какие еще функции выполняет семья? Репродукция – это уникальная функция. Другие ФУНКЦИИ СЕМЬИ – воспитание детей, их социализация, ведение хозяйства и быта (хозяйственно-экономическая), социально-статусная, интимно-эмоциональная, сексуальная, досуговая. Как они проявляются в повседневной жизни?
Помним, что для любого социального явления мы стараемся подобрать простые КОНКРЕТНЫЕ примеры из социальной практики.
Итак, сразу закрепляем: «Приведите три конкретных примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете».
- Бюджетная функция. Семья решила выделить 10 тысяч рублей на расходы для подготовки ребенка к ЕГЭ.
- Хозяйственная функция. По решению семьи младший сын каждый вечер моет посуду после ужина.
- Экономическая функция. Семья каждый месяц откладывает по 20 тысяч рублей для покупки новой квартиру в ипотеку.
В чем конкретика? Суммы (10, 20 тысяч рублей приближены к реальности), подготовка к ЕГЭ, после ужина моет посуду (не просто помогает, это не конкретный пример), покупка в ипотеку.
Исторические типы семьи также важный объект тестов ЕГЭ по обществознанию. Общество развивалось, институт семьи развивался, тиры семьи менялись. Какие типы семей знала история человечества?
Характерный тип для современного общества – нуклеарная (двухпоколенная) семья. Молодожены стремятся отделиться от своих семей. Вместе живут родители и дети.
Для традиционного общества характерна расширенная (многопоколенная) семья. Такой тип семьи требует экономическая действительность земледельцев. Необходимость обработки земли требует большого количества рабочих рук в семье. Мужчины приводят супруг в семью, вместе живут несколько поколений.
Итак, делаем промежуточный вывод! Для современных семейных отношений характерна НУКЛЕРНАЯ МОНОГАМНАЯ СЕМЬЯ.
По количеству брачных партнеров выделяют моногамные семьи (двое супругов) и полигамные (более двух). Например, нормы Корана (характерные для регулирования отношений конфессиональной группы мусульман), позволяют правоверному иметь до четырех жен при возможности их содержания.
Основной упор в тестах ЕГЭ по обществознанию делается на проверку понимания типов отношений в семье. По этому признаку выделяют матриархальную, патриархальную (традиционную) и партнерскую (современную, демократическую) семьи.
Матриархат характерен для первобытного общества, женщина в первобытности, до неолитической революции была главной добытчицей, следила за костром. О культе женщины говорят находки статуэток женщин, «Венер палеолита».
Патриархальная семья характерна для традиционного общества. Ее признаки:
- Четкое разделение семейных обязанностей
- Мужчина работает, жена воспитывает детей
- Все решения принимает старший мужчина.
Для современного общества характерна партнерская семья. Она отличается от традиционной тем, что:
- Обусловлена возрастанием роли женщины в общественной жизни
- Равноправием в принятии важных решений
- Распределением обязанностей по добровольному согласию
- Отсутствием четкого разделения семейных обязанностей
- Оба супруга работают, ухаживают за детьми.
Теперь сформулируем понятие БРАК. Согласно Семейному кодексу РФ – основному источнику Семейного права в Российской Федерации, «брак – это добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и воспитание детей».
Брак – это юридическая категория. Например, вопросы наследования имущества, предающегося в семье, регулируются Гражданским кодексом.
Конституция страны (ст. 7) провозглашает:
«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Статья 38:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Таким образом, юридические источники семейно-брачных отношений в Российской Федерации это:
- Конституция РФ
- Семейный кодекс РФ
- Гражданский кодекс РФ
Каковы принципы семейно-брачных отношений в РФ согласно Семейному кодексу? Это, как явствует из определения Семейного кодекса, добровольность и разнополость. Принуждение к браку, однополые браки, соответственно, запрещены.
Далее, действует принцип достижения брачного возраста. Гражданин РФ может вступать в брак с 16 лет при наличие письменного согласия родителей (согласия органов опекунства), и с 18 лет самостоятельно. При этом в компетенции субъектов федерации понижение брачного возраста. Например, в Новгородской, Орловской областях РФ, а также в республике Башкортостан, он законодательно вообще не установлен. Здесь брак возможен в любом (!!!) возрасте.
Статья 13 Семейного кодекса РФ:
- Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
- При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Особыми обстоятельствами для вступления в брак до совершеннолетия могут быть эмансипация, медицинские показатели (беременность).
И еще один принцип – это дееспособность вступающих в брак граждан. Она не должна быть ограничена психической болезнью, органами попечительства. Зачем это нужно? Прежде всего, здесь проявляется забота о будущем поколении – детях. Они не должны получить в наследство болезнь. Также не могут вступить в брак близкие родственники, чтобы исключить кровосмешение, опасное генетически для потомства.
Вступая в брак, супруги приобретают взаимные права и обязанности. Они делятся на личные неимущественные и имущественные. К неимущественным относятся право на сохранение (изменении) фамилии, заключение брачного договора (контракта), совместное воспитание детей.
Имущественные права заключаются в праве на обладание личным имуществом, на половину имущества, нажитого в браке. При этом, к нему не будет отнесены личные предметы (например, обручальное кольцо), полученные в дар или по наследству одним из супругов объекты собственности.
Однако если супругами был заключен брачный договор (контракт) – как до брака, так при заключении его, так и во время брака, и он прописывает иной механизм обладания собственностью супругами, его положения будут приоритетны.
Любые гражданские правоотношения предполагают как права, так и обязанности. К обязанностям супругов будут относится содержание детей до совершеннолетия, их образование, представление и защита интересов.
Дети, как важнейший субъект юридических семейно-брачных отношений, также, как и родители, имеют взаимные с ними права и обязанности. Права – на фамилию, имя, отчество, образование, медицинскую помощь. Обязанности – помощь престарелым нуждающимся родителям по достижении совершеннолетия (в том числе и материальная). Следовательно, например, алименты могут быть встребованы в установленном законом порядке, как с родителей на содержание детей, так и с детей на содержание родителей.
Таким образом, мы сегодня повторили понятие социальная группа, разобрали темы кодификатора ЕГЭ по обществознанию 2014 «Семья и брак» и «Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака».
В заключение, для закрепления материала, выполняем письменное задание. Сегодня это задание типа С6.
С6. Проиллюстрируйте любые три отдельных признака семьи патриархального (традиционного) типа с помощью конкретных примеров. В каждом случае назовите признак, который вы иллюстрируете.
Ваши ответы на ждем в комментариях, а также обсуждаем в нашей группе