Методические рекомендации по обществознанию ЕГЭ

«Эксперт – это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности» — считал Нильс Бор. Предлагаем ошибок не делать, а с рекомендациями экспертов по подготовке к ЕГЭ 2017 по обществознанию ознакомиться!

Рекомендации ФИПИ по подготовке к ЕГЭ 2017

Как всегда во втором полугодии ФИПИ порадовал нас своими методическими рекомендациями по подготовке к ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по обществознанию. Информацию подобного экспертного уровня всегда полезно получить из «первых уст», непосредственно от разработчиков КИМов экзамена. Попробуем оценить вектор нынешних комментариев от госпожи Т.Е. Лисковой, уровень примеров и выяснить главное.

obshchestvo_fipi

Итак, прежде всего обратимся к материалам видео-конференции (в этой форме в этом году ФИПИ решило дать свои рекомендации) Т.Е. Лисковой, руководителя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию 2017 года. Посмотрим на ее советы

Далее выделим ключевые, на наш взгляд, позиции и позывы данного общения с абитуриентами.

  1. Серьезных содержательных изменений в КИМах 2017 года не произошло, о чем мы уже упоминали при разборе демоверсии этого года.
Изменения в содержании КИМов 2017 года по обществознанию

Изменения в содержании КИМов 2017 года по обществознанию

2. Наиболее сложными заданиями части 1 эксперты считают 14 и 16, проверяющие знания о деятельности и полномочиях высших органов государственной власти в РФ (федеративного устройства РФ) и основ конституционного строя страны.

Наиболее трудные задания части 1 на ЕГЭ по обществознанию

Наиболее трудные задания части 1 на ЕГЭ по обществознанию

Напомним, что разбор темы кодификатора ЕГЭ 2017 «Органы государственной власти РФ» вы можете получить в бесплатном видео-курсе по основным темам курса.

Курс ЕГЭ по обществознанию бесплатно

3. Выполнять советуют все задания (хотя это очевидно), и просят внимательно читать условия заданий. Например, в задании 2 некоторые выпускники прошлых лет искали не указанный в перечне термин (выдумывали), вместо того, чтобы, как требуется в условии, найти в данном перечне обобщающее.

Условия заданий нужно точно читать!

Условия заданий нужно точно читать!

4. Особенно Лискова обратила внимание на задание 25, связанное с анализом обществоведческого термина. Здесь невыполнение самого понятия, анализ которого требуется дать дальше в 2 предложениях, приводит к получению общего балла 0 за все задание. Поэтому хотел бы еще раз напомнить необходимость не простого запоминания и «зубрежки» терминов (забудете, не так воспроизведете — 0). А проработке навыка самостоятельного их формулирования, например в разделе СЛОВАРЬ нашего сайта.

Критерии выполнения задания 25 ЕГЭ

Критерии выполнения задания 25 ЕГЭ

Приведем здесь пример из «МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ» за авторством коллектива ФИПИ и Лисковой.

Вот какие примеры с экспертной оценкой они приводят по этому заданию из прошлогоднего ЕГЭ.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Пример выполнения задания 25 на ЕГЭ 2017

Пример выполнения задания 25 на ЕГЭ 2016

И еще один, обратите внимание на форму выполнения. Лучше писать, конечно, предложениями, раз это заложено в формулировке задания.

Пример выполнения задания 25 на ЕГЭ 2016

Пример выполнения задания 25 на ЕГЭ 2016

5. Технические нюансы (новшества). Оказывается, в тех вопросах, в которых требуется множественный выбор в части 1 (4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19) теперь не требуется ответ в виде возрастающей последовательности верных цифр. Достаточно, чтобы цифры (выбранные варианты ответов были верными, последовательность любая (!!!). P.S. Не прошло и 15 лет, нашлась программа :)

Порядок цифр не важен.

Порядок цифр не важен.

Например, здесь:

Задание 19 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 19 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Понятно, что в заданиях на соотнесение в части 1 (5, 8, 14, 18, 20) порядок ВАЖЕН!

Порядок цифр важен.

Порядок цифр важен.

Например, здесь:

Задание 18 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 18 ЕГЭ 2017 по обществознанию

6. И несколько достаточно спорных тезисов (на авторский субъективный взгляд), озвученный госпожой Лисковой относительно написания эссе (задания 29) на ЕГЭ.

Их общий позыв, на наш взгляд — сузить возможность выпускника, показывая общую интеллектуальность (или заранее заготовленные шаблоны) «лить воду», уклоняясь от конкретики в выбранной теме. Хотя, считаю, и «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…» здесь меня поддержат, что в некоторых случаях общая эрудиция должна только приветствоваться экспертом.

Итак,

Не нужно на ЕГЭ в задании 29 (?!)

Не нужно на ЕГЭ в задании 29 (?!)

Спорно, если вы, к примеру, в высказывании Ленина (о социализме, ограничении свободы, диктатуре пролетариата) через его социализм-марксизм пойдете к построению СССР (как аргумент из истории к К3).

Не нужно на ЕГЭ в задании 29 (?!)

Не нужно на ЕГЭ в задании 29 (?!)

Иногда и это пригодится для выполнения фактического критерия (из истории, общественной жизни).

Не нужно на ЕГЭ в задании 29 (?!)

Не нужно на ЕГЭ в задании 29 (?!)

Многие так и начинают эссе. К примеру: «Данное высказывание относится к области социологии. Эта наука изучает социальные взаимодействия и общественной структуре…». Оказывается, не надо…

Не нужно на ЕГЭ в задании 29 (?!)

Не нужно на ЕГЭ в задании 29 (?!)

Возникает вопрос, почему? Оставим его без ответа, и в завершение посмотрим пару прошлогодних эссе от ФИПИ, иллюстрирующих данные замечания Лисковой.

РЕАЛЬНЫЕ ЭССЕ С ЭКСПЕРТНОЙ ПРОВЕРКОЙ

И вот вам реальные примеры. №1.

Эссе, написанное на ЕГЭ 2016

Эссе, написанное на ЕГЭ 2016

При том, что написано действительно много, есть примеры из истории (не вполне корректные, правда), но общий балл 0. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

К сожалению, почти все это сочинение — набор не связанных между собой мыслей, ни одного термина не раскрыто абитуриентом, и выглядит как произвольное размышление («информационным шумом» у эксперта зовется этот продукт).

Пример №2. Гораздо более содержательное эссе, и посмотрите сразу на его начало. Корректно использованы факту из биографии автора цитаты. Спрашивается, почему нет?

Пример эссе из ЕГЭ 2016

Пример эссе из ЕГЭ 2016

Напомним, что быстро и качественно проработать ВСЕ темы кодификатора ЕГЭ 2017 вы можете с помощью авторского курса эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича. Также, как и получить курс по эссе! Удачи вам в эти последние месяцы при подготовке!

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *