Разбор задания 34 ЕГЭ по обществознанию

Обработка статистических данных — необходимая компетенция!

Всем известно знаменитое высказывание Марка Твена:

«Цифры обманчивы — я убедился в этом на собственном опыте; по этому поводу справедливо высказался Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

Современного человека в постиндустриальном обществе трудно представить себе без социальной информации. Ему нужна статистика продаж, рейтинги политических деятелей, итоги выборов. Все это — социальная статистка. Смысл ЕГЭ по обществознанию, как мы помним — проверка умения ориентироваться в социальном пространстве, применять теоретические знания на практике, находить информацию и использовать ее.

А Вы знаете, что выпускники 2014 года подготовились к ЕГЭ по обществознанию с помощью моего видеокурса за месяц и сдали от 75 баллов? УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

 

Обратимся к кодификатору ЕГЭ 2015, раздел знать/уметь:

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

В каком виде даются в ЕГЭ по обществознанию статистические данные? Как провести разбор задания ЕГЭ.

Они могут быть схемой, таблице, диаграммой. А могут просто содержать в социальном тексте. Итак, разберем задание С7 (34 на ЕГЭ 2015) демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2014 года (в демоверсии ЕГЭ 2015 представлено задание иного типа):

С7 (34). По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Мы видим социальную информацию о не посещении детьми школ в мире и в двух регионах — Африка и Южная и Юго-Восточная Азия. Сразу вспомним — эти два региона — одни из самых неблагополучных в мире по уровню социального развития (не развитые, так называемый «Юг» в контексте глобальных проблем человечества.

Нас просят сделать два вывода на основе статистики. Как всегда, ориентируемся на подстраховку дополнительным ответом, пишем три вывода:

1. Подавляющее большинство не посещающих школу детей в мире проживают в Африке и в Азиию (97%).

2. Развитие образования в развивающихся странах Азии и Африки серьезно отстает от развитых стран.

3. В странах Южной и Юго-Восточной Азии не посещают  школу больше детей, чем в Африке (48,5 млн. против 42,3 млн).

Просто не ошибаемся в сравнении цифр, согласитесь, ничего нового мы не сказали. Это и называется:

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах

В данном случае из цифровой в буквенную.

Теперь, причины такого печального «лидерства». Снова, вспоминаем, в чем выражается проблема «Север-Юг»? Нищета, бедность в странах «третьего мира», отставание их в технологиях от развитых стран. Переносим эти проблемы на институт образования:

1. Страны Южной и Юго-Восточной Азии и Африки не могут затрачивать значительные средства на финансирования образования в стране (бесплатного).

2. Дети в не развитых странах вынуждены с детства работать, помогая семье, часто поэтому не посещают школу.

Теперь наш ответ, максимально подстраиваемся под формулировку заданий. Помним, что эксперт ЕГЭ должен увидеть ответ в необходимой форме:

Выводы:

1. Подавляющее большинство не посещающих школу детей в мире проживают в Африке и в Азиию.

2. Развитие образования в развивающихся странах Азии и Африки серьезно отстает от развитых стран.

3. В странах Южной и Юго-Восточной Азии не посещают  школу больше детей, чем в Африке.

Причины:

1. Страны Южной и Юго-Восточной Азии и Африки не могут затрачивать значительные средства на финансирования образования в стране (бесплатного).

2. Дети в не развитых странах вынуждены с детства работать, помогая семье, часто поэтому не посещают школу.

А теперь закрепим свои умения в решении заданий на социальную статистику:

34. В стране М. за 2005 год было продано 3,6 млн. автомобилей, а через три года 3,1 млн. автомобилей. В тоже время в соседней стране С. с похожим экономическим потенциалом за 2008 год было продано 4,5 млн. автомобилей. Сделайте два возможных вывода на основании статистических данных. Выскажите не менее двух предположений, объясняющих данную статистику.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе VK

Удачи, готовимся к ЕГЭ 2015 вместе!

Курс ЕГЭ по обществознанию бесплатно

Поделись записью в социальных сетях >>>
2 thoughts on “Разбор задания 34 ЕГЭ по обществознанию
  1. Алиса

    Выводы:
    1. В стране М упали продажи на автомобили.
    2.в 2008 году страна С продала больше автомобилей, чем страна М.
    Причины:
    1. В стране М качество автомобилей ухудшилось.
    2. Так как спрос в соседней стране М на автомобили уменьшился, в стране С увеличились продажи на данную продукцию

  2. Коцарь Евгений Post author

    Спасибо за активность, Алиса. Все верно, единственное уточнение.
    — В стране С. продажи автомобилей в 2008 году были больше, чем в стране М. (страна не продает автомобили). Еще можно было конкретизировать, на 1,4 млн. (показываем умение считать).
    По поводу причин, вероятно:
    — автопром станы М. находится в кризисе
    — граждане страны М. предпочитают покупать автомобили в стране С.
    — государство увеличило налогообложение автопроизводителей в стране М., а в стране С. государство, наоборот, субсидирует производство автомобилей.

    В целом верно, спасибо. Учитывайте нюансы, в письменных заданиях они очень важны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *