ЕГЭ обществознание часть 2

Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.

Часть 2 ЕГЭ по обществознанию

Итак, письменная часть 2 на ЕГЭ по обществознанию (ранее часть С) — это 9 заданий повышенного и высокого уровня сложности (21-29). Включает в себя блок работы с обществоведческим текстом (задания 21-24), несколько теоретических заданий (25 — работа с термином и его свойствами:

2627 — задачи на обществоведческую практику, умение применять теоретические знания и приводить собственные примеры; 28 — сложный план и 29 — обществоведческое эссе).

Сразу выделим несколько блоков «трудностей», связанных с их решением на ЕГЭ:

  1. Недостаток времени (значительный объем письменной части, необходимость выписывать ее в черновик, а, затем, аккуратно переносить записи в чистовик — бланки ответов 2);
  2. Недостаточное знание теории основных обществоведческих (гуманитарных) наук;
  3. Неумение применить эти знания на практике, приводя примеры из социальной практики и из собственной жизни;
  4. Недостаточное понимание того, как правильно, и в «выгодном» для себя свете оформить ответ, который будет проверять субъективно настроенный человек — эксперт ЕГЭ.

Отметим к тому же, что именно эти задания принесут Вам на ЕГЭ около половины от всех возможных баллов, которые можно набрать на экзамене — 27 из 62, согласно критериям оценки в демоверсии ЕГЭ 2016.

Разбалловка на ЕГЭ по обществознанию в зависимости от уровня сложности заданий

Разбалловка на ЕГЭ по обществознанию в зависимости от уровня сложности заданий

Реальные задания и ответы части 2 ЕГЭ по обеществознанию 2016

Предлагаю посмотреть, как была выполнена работа части 2 одним из выпускников на ЕГЭ 2016 года, а затем проанализировать ее. Для начала посмотрим на заполненные бланки ответов 2:

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

6

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

 

А теперь посмотрим на тексты заданий и на разбалловку, полученную выпускником за выполнение заданий части 2:

Текст (задания 21-24)

Гарантии законности и правопорядка

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры. принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

  1. 2 балла из 2 возможных.

Что автор называет гарантиями законности и правопорядка? Назовите три вида таких гарантий, приведенные в тексте.

  1. 2 балла из 2 возможных.

Какая система, по мнению автора, является основой нормального экономического развития общества? Как в тексте объясняется то, что субъекты экономической деятельности заинтересованы в обеспечении законности и правопорядка? Проиллюстрируйте такую заинтересованность примером.

  1. 1 балл из 3 возможных.           

Какие ветви власти известны Вам из курса обществознания? Назовите их и приведите примеры их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.

  1. 1 балл из 3 возможных.           

Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения того, что режим законности и стабильного правопорядка способствует обеспечению нормальной жизнедеятельности общества.

  1. 2 балла из 3 возможных.                

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп, и одно предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных групп.

  1. 3 балла из 3 возможных. 

Назовите и проиллюстрируйте (конкретными) примерами три вида несовершенной конкуренции.

  1. 3 балла из 3 возможных.           

Молодого человека в возрасте 16 лет принимают на работу на следующих условиях: без медицинского освидетельствования, рабочий день с 16 до 23 часов, отпуск только после 6 месяцев работы, и кроме этого оплата почасовая. Нужно найти нарушения, допущенные работодателем, и пояснить их.

  1. 3 балла из 3 возможных.            

План по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».

29.3  3 балла из 5: 1(1)  1(2)  1(2)

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов).

Анализ выполнения заданий части 2

Не станем комментировать и подробно останавливаться на тех заданиях, где были выставлены максимально возможные баллы. В форме совместного анализа выпускника и эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича проанализируем те моменты, за которые выпускник мог не получить максимальный балл:

 23. 1 балл из 3            

Какие ветви власти известны Вам из курса обществознания? Назовите их и приведите примеры их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.

 

Задание 23 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Задание 23 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Комментарии выпускника:

«Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.»

Это приведено в рекомендациях по проверке задания 26, но возможно на эту фразу можно сослаться на апелляции.

  • Подозреваю, что поставили только один балл из трех за то, что конкретным им показался только 3й пример, а первые два сочли за то, что в критериях из Демоверсии называется «Приведены рассуждения общего типа».

Допустим, второй пример действительно похож на «общие рассуждения». Но чем 1й пример плох? По сути там сказано о разработке законопроекта, регулирующего сферу экономических отношений, и указана суть этого законопроекта

  • Возможно, они хотели бы видеть в каждом примере ссылку на какой-либо гос. орган, т.е. чтобы в каждом примере был указан субъект этой деятельности. Например, в 3м у меня сказано про суд, а в первых двух никакого такого субъекта нет. Но насколько я помню, в условии ничего не сказано было про органы власти – нужно было именно написать про ветви власти. Если же там все-таки было не про ветви, а про что-то более конкретное, то тогда, наверное, сняли справедливо

И все же, думаю, можно попробовать отапеллировать 1 балл за первый пример.

Комментарий эксперта:

Второй аргумент точно не зачтут, «осуществление мер… (?каких???)»

Согласен, что скорее всего зачли 3й пример (больше конкретики), но также что можно бороться за 1й (формулировка задания не предусматривала конкретизации, функции законодательной власти не искажены). Абсолютно верно приводите выдержку из Методических рекомендаций.

  1. 1 балл из 3            

Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения того, что режим законности и стабильного правопорядка способствует обеспечению нормальной жизнедеятельности общества.

Задание 24 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Задание 24 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Комментарий выпускника:

В данном случае вообще не понимаю, из каких соображений только один балл из трех. Если посмотреть на ответ к заданию 24 из демоверсии ЕГЭ 2016, то какой-то конкретики там вроде бы и не требуется. Разве что у меня, может быть, написано более развернуто и более трудно для понимания с первого прочтения. Кроме того, достаточно активно используются различные термины из курса.

1 балл подразумевает, что эксперты приняли только одно объяснение из трех. Но на мой взгляд, здесь все три объяснения по характеру фактически одинаковы. То есть, если предположить, что есть какой-то изъян в одном из объяснений, то такой же изъян должен быть и в остальных. В таком случае здесь нужно было ставить либо 0, либо все 3 балла. Но я не вижу здесь никаких проблем в объяснения, поэтому больше склоняюсь к 3 баллам.

Комментарий эксперта:

Согласен с Вашими размышлениями. Все три объяснения идентичны по содержательной нагрузке, не противоречивы и не искажают теоретические положения и здравый смысл, не пересекаются между собой. И верно, непонятно тогда, почему только 1.

  1. 2 балла из 3                 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп, и одно предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных групп.

Задание 25 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Задание 25 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Комментарий выпускника:

Про функцию предложение есть. Возможно, они хотели увидеть какой-нибудь термин, типа «коммуникативная» и тому подобное, и поэтому сняли балл.

Другой вариант: есть какая-нибудь неточность в определении. Если же определение точное, то можно попробовать апеллировать на один недостающий балл в этом задании.

Комментарий эксперта:

Первое предложение точное, иначе по критериям демоверсии все задание бы просто не зачли:

Критерии проверки задания 25 согласно демоверсии ЕГЭ 2016 по обществознанию

Критерии проверки задания 25 согласно демоверсии ЕГЭ 2016 по обществознанию

Думаю что не зачли третье предложение, так как просили информацию О ФУНКЦИИ, а не просто назвать функцию, как это Вы сделали (что-то вроде «удовлетворение потребности в общении в группе позволяет человеку осознавать себя частью социума, взаимодействовать с представителями этой группы» ???).

Думаю, что все равно можно побороться за этот балл.

29.3           3 балла из 5:     1(1)  1(2)  1(2)

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов)

Комментарий выпускника:

  • 1 Балл за Критерий 2 подразумевает, что:

«В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения»

В эссе использованы такие понятия, как «патриотизм», «народ», «этническая общность», «этнообразующие факторы» и, на мой взгляд, они между собой вполне нормально связаны.  Связь понятий с аргументами, как мне кажется, тоже есть. 3й абзац («Действительно,…») логично вытекает из предыдущего текста и в нем используются те же понятия («дискриминация», «народ»).

Другой вариант: имеются ошибочные положения, и поэтому сняли 1 балл за этот критерий. Но я никаких ошибок пока не вижу.

  • 1 балл за Критерий 3.

У меня здесь два примера. Один из истории про Великую Отечественную войну, второй, который, может быть, можно было бы отнести к социальному опыту – последний абзац про глобализацию.

Подозреваю, что про глобализацию они пример не зачли, то есть:

«Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример»

Возможно, здесь тоже можно было бы поговорить с экспертами про этот пункт.

Комментарий эксперта:

Для начала в эссе не видно прямого раскрытия смысла цитаты.. это не очень хорошо, балл за Критерий 1 думаю, Вам ставили исходя из «Содержание ответа даёт представление о его понимании»:

Критерии проверки задания 29 (критерий 1) согласно демоверсии ЕГЭ 2016 по обществознанию

Уже небольшой минус в глазах эксперта.

Вы не приводите проблему, поднимаемую автором, не видите ее иные аспекты, то есть просто соглашаетесь, не пытаетесь спорить, дискутировать сами с собой (это обычно ценится). По поводу набора терминов, согласен, они есть, на это можно упирать при проверке.

Глобализация не будет примером сама по себе, это просто теоретическое положение, оно у Вас не раскрыто примером (например, о том, что в Европе открыты границы, что позволяет «мигрантам на орбите» включаться в социальные структуры этих стран…). Или, наоборот, о том, какие это явление создает проблемы для европейцев.

И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов:

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (да).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» — положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (нет).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (нет).

То есть, есть небольшой шанс побороться за балл за Критерий 2. За Критерий 3 точно ничего не добавят на апелляции.

Подведем итоги

Итак, мы сегодня с Вами проанализировали структуру, шкалу оценивания и методику выполнения и проверки заданий части 2 на ЕГЭ по обществознанию.

И в завершении, напомним Вам, что успешный опыт подготовки к ЕГЭ 2017 года по обществознанию Вы можете получить из расширенного курса от эксперта ЕГЭ по обществознанию Коцарь Евгения Сергеевича, как и уроки по ВСЕМ темам кодификатора экзамена.

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Готовьтесь к ЕГЭ 2017 с нами здесь и в нашей группе  VK

 

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *