Диагностическая работа по обществознанию


Курс ЕГЭ по обществознанию бесплатно

Диагностическая работа должна быть регулярной!

Диагностические работы за несколько месяцев да сдачи ЕГЭ по обществознанию — необходимая практика. Уже начитана определенная теоретическая база, усвоены основные подходы к выполнению тестов и заданий ЕГЭ. Теперь нужна регулярная тренировка полученных навыков и умений. Диагностическая работа по обществознанию 2014  — отличный способ для 11-классников еще раз проверить свои знания. Как мы уже писали в новостях ЕГЭ, выпускников в марте 2014 года ожидают сразу две диагностические работы — по обществознанию и истории. Диагностическая работа по обществознанию 2014 состоится 18 марта. Напомним, что ее пишут только те 11-классники, которые сдают ЕГЭ 2014 по обществознанию.

Какова структура предстоящей диагностической работы?

Обратимся к спецификации диагностической работы по обществознанию 11 класса. В работе предусмотрено 5 заданий части А, 3 задания части В и 3 задания части С. Работа рассчитана на 45 минут. Попробуем предугадать предстоящие нам задания и проработать методику их выполнения.

Диагностическая работа Часть А 

Задание А1. Проверяется знание духовной культуры и духовной сферы жизни общества. Вопросы могут касаться всех институтов духовной сферы: образования, познания, морали, искусства, науки, религии. Предположим, такой вопрос из ЕГЭ 2013 по обществознанию:

А1. (А2 по демоверсии ЕГЭ 2014) Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений реальности являются непосредственной целью:

1) морали

2) искусства

3) образования

4) науки

Культура - вторая природа

Анализируем функции этих институтов духовной культуры. Мораль — социальный регулятор, искусство — описывает и предсказывает процессы, но не объясняет их. Образование транслирует уже известные знания, но не предсказывает процессы. Значит, это наука — ответ 4.

Задание А2. Проверяется знание политики и  политической сферы жизни общества. Вопросы могут касаться таких институтов политической сферы, как власть, государство, СМИ. Могут быть вопросы на знание структуры политической системы, федеративного устройства РФ и органов государственной власти России. Предположим, такой вопрос из ЕГЭ 2013 по обществознанию:

А2. (А13 по демоверсии ЕГЭ 2014) К компетенции Правительства РФ относится:

1) подписание международных договоров

2) контроль соответствия нормативных актов Конституции

3) разработка и исполнение федерального бюджета

4) одобрение федеральных законов

Ключевое слово — исполнение. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти РФ, отвечает за финансовую политику страны (бюджет). Подписание международных договоров — функция Президента РФ (внешние представительские функции), контроль соответствия нормативных актов Конституции — функция Конституционного суда РФ, за одобрение федеральных законов отвечает Совет Федерации. Ответ 3.

Задание А3 (как А16 по демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2014). Это задание на политические отношения, выбор из двух суждений. Например, такой вопрос встретился в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А3. Верны ли следующие суждения о правовом государстве:

1. Правовым может быть как государство с монархической формой правления, так и с республиканской.

2. Для правового государства обязательно соблюдение принципа верховенства закона.

1) верно только 1   2) верно только 2    3) верно и 1 и 2    4) не верно ни одно суждение

Рассуждаем, вопрос на знание принципов правового государства. Их три: 1) верховенство правового закона, 2) незыблемость прав и свобод человека и 3) разделение властей. Теперь подставляем. Форма правления не обязательное условие. Например, Великобритания считается примером правового государства. но там монархия. Однако, королева играет лишь представительские функция, вся полнота власти у правительства и парламента (есть разделение властей). Для республики разделение властей — основной признак. Вариант 1 верен.

Теперь принцип верховенство закона. Какого? не просто ЗАКОНА, а ПРАВОВОГО ЗАКОНА (то есть справедливого, защищающего права и свободы). Суждение 2 не верно. Ответ 1.

Задание А4. Проверяется знание блока «Право» кодификатора ЕГЭ по обществознанию 2014. Могут быть предложены вопросы о правовых нормах, системе российского права, юридической ответственности, международном праве. Может быть проверено понимание основ конституционного строя страны, выборного законодательства и процесса принятия законов в РФ, гражданства РФ. Например, такой вопрос встретился в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А4. (как А17 по демоверсии ЕГЭ по обществознанию) Какая отрасль права регулирует отношения, связанные с вопросами защиты природы от загрязнения и экологическими правотношениями:

1) уголовное право

2) административное право

3) земельное право

4) финансовое право

Ответ 4. Экологические вопросы — в сфере административной юрисдикции, например, загрязнение окружающей среды карается штрафом (верный признак административного правонарушения).

Задание А5 (как А20 по демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2014). Это задание повышенного уровня на правовые отношения, выбор из двух суждений. К примеру, разберем вопрос из ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А5. Верны ли следующие суждения о видах нормативных актов в РФ?

1. Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории страны.

2. Президент РФ вправе наложить вето на Федеральный конституционный закон.

1) верно только 1   2) верно только 2    3) верно и 1 и 2    4) не верно ни одно суждение

Любой нормативный акт, издаваемый Федеральным органом государственной власти в пределах своей компетенции, соответствующий  Конституции, действует на всей территории РФ. Ответ 1 верен. Президент обладает правом вето на любой Федеральный закон (ФЗ), но на конституционные законы, принимаемые квалифицированным (конституционным) большинством обеих палат Федерального Собрания, это право не распространяется. Суждение 2 не верно. Ответ 1.

Часть В

Часть В состоит из 3 заданий.

В1. (как В2 в демоверсии) — проверяется умение сопоставлять виды, относящиеся к родовому понятию. Например, в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «товар».

1) Деньги          2) Ликвидность        3) Услуги          4) Стоимость          5) Инфляция           6) Рынок

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

bank_02_site

Подумаем. Товар — продукт, созданный на продажу. В деньгах выражена его стоимость на рынке. Ликвидность — свойство товаров превращаться в деньги. Например, деньги — товар абсолютной ликвидности. Услуги — это иной вид благ на рынке. Инфляция — обесценивание денег, но не товаров. Ответ: 35 (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

В2. (как В4 в демоверсии) — проверяется умение выбрать необходимые признаки, функции социального явления из предложенных. Как это может выглядеть?

В2.

1) выборы Президента

2) пресс-конференция Главы Правительства

3) Конституция страны

4) программа оппозиционной партии

5) церковь

6) видео-блог депутата Государственной Думы

Коммуникация — это способ общения субъектов политики с социумом. Варианты 2 и 4 соответственно, подходят. Это коммуникация с применением СМИ. Конституция — нормативная подсистема, программа партии — идеологическая, церковь — институт (организационная). Выборы? Да, это вариант поддержки в системе Г. Алмонда, способ социума как выразить свою поддержку власти, так и изменить ее (взаимодействие — коммуникация). Вариант 1 тоже верен.

Ответ: 126 (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

В3. (как В5 в демоверсии). И еще одно задание, усложненное в 2013 году  и вызвавшее серьезные проблемы выпускников 2013 года на ЕГЭ по обществознанию — на выявление фактов социальной действительности, оценочных мнений и теоретических положений. Вот его пример (на основе заданий ЕГЭ 2013 года):

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено цифрой

(1) Накануне Президентских выборов все партии страны проводят свои съезды. (2) На них утверждаются лидеры, оцениваются шансы на итоговую победу на выборах. (3) Наличие лидера является важнейшим признаком политической организации. (4) Трудно согласиться с лидером партии N. (5) По его мнению, высказанном в одном из интервью, ни один кандидат от оппозиционных партий не имеет реальных шансов на победу.

Определите, какие положения текста имеют

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических рассуждений

Запишите цифру, означающую номер положения текста букву, выражающую его характер.

1          2          3        4          5

 

Партии проводят съезды, выбирают лидеров — свершившиеся факты (А).

Наличие лидера является важнейшим признаком политической организации. Это теория, признак партии (В).

Подставьте «я считаю» в фразе … Трудно согласиться с лидером партии N. Подходит? Это оценка! (Б)

По его мнению, высказанном в одном из интервью…  Это мнение, но ФАКТ интервью нельзя оспорить! Факт (А).

Ответ: ААВБА (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

Часть С — задания.

Одно из них — С3 (как С7 в демоверсии) мы недавно разбирали. Это задача, высокий уровень.

Задания С1-С2 в диагностической работе по обществознанию будут представлены работой с обществоведческим текстом. Это задания базового уровня, которые необходимо уверенно решать при подготовке к ЕГЭ 2014 по обществознанию. Вот текст, попробуйте самостоятельно выполнить задания к нему:

Развитие электронных платежных систем – важная составляющая развития современной экономики в мире. Большинство развитых постиндустриальных стран с разной степенью эффективности реализуют проекты внедрения пластиковых карт, объединяющих идентификационные и платежные свойства. Недалеким будущим является переход на электронные паспорта.

В России «Универсальная электронная карта» является важнейшей составляющей реализации проектов электронного паспорта, «Электронного правительства» и «Электронной России». Проект УЭК сталкивается с серьезными проблемами реализации из-за недостатка финансирования, а также большим количеством психологических факторов населения, связанных с недостатком информированности, недоверия к государственным структурам, отсутствием грамотно организованной компании по пропаганде УЭК. Бюрократические помехи также остаются серьезной помехой на пути реализации проекта.

Из научной работы студента.

С1. Какая особенность развития мировой экономики указывается в тексте. К чему она приведет в перспективе, по мнению автора?

С2. С какими проблемами сталкивается разработка подобного проекта в нашей стране? Приведите не менее трех проблем, указанных автором.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе VK

Удачной подготовки к диагностической работе 2014!

 

 

Поделись записью в социальных сетях >>>
2 thoughts on “Диагностическая работа по обществознанию
  1. Катерина

    C1. В тексте указывается глобальное развитие электронных платежных и идентификационных систем, что в перспективе должно привести к повсеместному внедрению пластиковых карт и электронных паспортов — оцифрованию жизни.

    С2. Как указывает автор, в нашей стране разработка подобных проектов сталкивается с проблемами недостаточного финансирования, неинформированности населения о преимуществах электронных систем и бюрократическими помехами.

  2. Коцарь Евгений Post author

    Катерина, все верно, только лучшим способом оформления будет разъединять ответы. Каждый ответ в отдельном предложении. Например:

    С1. В тексте указывается глобальное развитие электронных платежных и идентификационных систем
    В перспективе это должно привести к повсеместному внедрению пластиковых карт и электронных паспортов — оцифрованию жизни.

    С2. Как указывает автор, в нашей стране разработка подобных проектов сталкивается с:
    1) проблемами недостаточного финансирования,
    2) неинформированности населения о преимуществах электронных систем и
    3) бюрократическими помехами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *