Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2017

Обещанного три года ждут? Нет, это не про работу нашего любимого ФИПИ этим летом! Как и обещали, в середине августа в нашем распоряжении оказались основные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ 2017 года по обществознанию — демоверсия и кодификатор. Полюбопытствуем, что нового?

ЕГЭ по обществознанию стал сложнее!

Подробнее о ЕГЭ 2017 по обществознанию смотри здесь.

 

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2016 сложнее

 

Итак, кодификатор, то есть перечень тем, которые проверяют на ЕГЭ и которые надо готовить к экзамену, совсем не изменился. Это связано с тем, что старшеклассники страны еще не перешли на так называемые «новые стандарты», и идут по старому Базисному учебному плану БУП-2004. То есть, содержание основного общего образования по обществознанию не изменилось. А вот задания…

С кодификатором ЕГЭ 2017 по обществознанию можно ознакомиться здесь.

Как и обещало высокое начальство министерства образования и науки РФ, в лице главы Ливанова, требованию к проверке знаний выпускников 2017 года резко усложнились. Из ряда предметов, в том числе, и обществознания, уже в КИМах 2016 года была изъята тестовая часть (прежняя угадайка из четырех предложенных вариантов «часть А»). И в демоверсии, а точнее, пока ее проекте, предложенном нам ФИПИ, мы это уже видим. В части 1 (формально тестовой) остались лишь задания на множественный выбор из предложенных вариантов, при этом число возможных ответов не оговаривается! То есть, шансы написать верный ответ не как раньше минимум 25% к примерно половине заданий, а гораздо ниже. Экзамен усложнен! Поэтому каждую тему кодификатора нужно проработать как можно тщательнее.

А Вы знаете, что мой видеокурс позволяет проработать каждую тему кодификатора и сдать ЕГЭ по обществознанию от 80 баллов? УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

Что касается нюансов, то из прошлогодней демоверсии исчезло

Задание 19 в ЕГЭ 2016

Задание 19 в ЕГЭ 2016

очень неоднозначное и субъективное по сути задание. Изменилось содержание, но не форма заданий 2, 3, 17.

А теперь давайте посмотрим на демоверсию ЕГЭ по обществознанию 2017!

alt : кодификатор ЕГЭ 2014
Скачайте в pdf файле.

Итак, сохранилось 2 части — часть 1 (формально тестовая) и часть 2 (сложная письменная). Обратим свое внимание для начала на тестовую часть. Еще раз отметим, что здесь НЕТ тестовых заданий на выбор ответа, только на множественный выбор!

EGE-300x212

Проработаем вопросы демоверсии части 1.

Вот в такой форме на ЕГЭ проверяют знание близких терминов, а также умение применять аналогии. Итак, перед нами институт духовной сферы жизни общества — религия и ее определение. Значит, пропущенный термин — тоже институт духовной культуры.

Системное строение общества

Основные социальные институты

Ключевые слова — ценности, нормы, гуманизм, добро, справедливость. Обратимся к нашему словарю терминов ЕГЭ!

Мораль – исторически сложившаяся система норм, обычаев, ценностей, регулирующих общественные отношения и закрепленная силой общественного мнения.

Вывод: термины могут быть сформулированы по разному, но, если Вы сами для себя их сформулировали и понимаете смысл, Вы найдете верный ответ! Ответ: МОРАЛЬ.

Задание 2 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 2 ЕГЭ 2017 по обществознанию

И снова обращаемся к словарю!

Прибыль – основной показатель эффективности экономической деятельности. Доход за вычетом всех затрат (издержек) производства.

Заработная плата – вознаграждение в денежной форме, получаемое трудящимся по найму(работником).

Процент (банковский) – вид факторного дохода на капитал, часть дохода банка, полученная от использования денежных средств вкладчика, поступающая в его распоряжение.

Рента факторный доход владельца земли как фактора производства.

Как Вы видите, все перечисленные термины относятся к понятию ДОХОД (но только, факторный, следовало бы, конечно, уточнить составителям задания из ФИПИ, на мой взгляд).

Доход – совокупность средств (натуральных или денежных), полученных в результате ведения экономической деятельности.

Факторы производства и факторные доходы на них.

Факторы производства и факторные доходы на них.

ОТВЕТ: ДОХОД (просят словом, заметьте!!!).

Кстати, сравните задание из прошлогодней демоверсии!

Тоже проверялось понимание термина. Задание аналогично первому, по сути, но информация представлена в иной знаковой системе — не таблицей, а перечнем ключевых свойств. Итак, нужно выбрать наиболее общее (наименее частное) понятие.

Социальный контроль — особый механизм санкционирования необходимого для устойчивости системы обществу поведения индивида, выражающийся через разнообразные нормы, поощрения и наказания.

Можно дать и иное определение с помощью нашего словаря терминов:

Контроль социальный  – механизм регуляции поведения индивидов и социальных групп в обществе с помощью норм, санкций, самоконтроля и совести.

Итак, позитивные и негативные санкции равны друг=другу здесь, а поощрение и есть санкция (неформальная позитивная) за выполнение нормы. Общим же понятием будет социальный контроль.

Ответ был: 3.

Также поменялось содержание задания 3.

Задание 3 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 3 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Здесь тоже логично начинать размышления с определения. Формы политического участия, значит, речь идет о политике:

Политика – борьба больших групп людей за государственную власть и возможность влиять на нее.

То есть, ищем ответы, связанные с борьбой за власть (подробнее о ней в нашей вводной теме «Понятие власти. Государство и его функции»).

  1. Выборы — конечно;
  2. Юридическое лицо связано с политикой опосредованно, здесь более актуальны вопросы предпринимательства, собственности, бизнеса;
  3. Уплата налогов это, конечно, не борьба за власть;
  4. Обращение в органы государственной власти — очевидно политика;
  5. Референдум — нужно знать термин:

Референдум – всенародное голосование (опрос) по важному для жизни страны вопросу, высшее проявление народовластия.

6. Членство в политической партии — тоже способ участия в политике.

Итак, ответ: 23 (не относятся к формам политического участия).

И для примера прошлогоднее задание ЕГЭ под номером 3:

Здесь уже требуется убрать два лишних производных термина, не характеризующих «материнский» — методы научного познания. Тема «Наука» подробно нами разобрана в расширенном видео-курсе подготовке к ЕГЭ 2016.

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Обратимся к нашей теме кодификатора «Виды знаний». Ощущение и суждение — это этапы двух способов познания мира — чувственного (для ощущения) и рационального (для суждения). Но, они не характеризуют деятельность ученого, наблюдающего, описывающего результат своих наблюдений мира, выдвигающего гипотезы, проводящего эксперименты.

Итак, ответ был 23.

Возвращаемся далее к демоверсии ЕГЭ 2017 года!

Задание 4 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 4 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Отметим, что первые три задания, верный ответ на них, оценивается в первичный 1 балл.

Начинаются вопросы на множественный выбор ответа, их в части 1 демоверсии большинство. Стандартный вопрос на понимание разницы биологического и социального (общественного) в человеке (существе биосоциальном). Тема кодификатора «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» разобрана нами в бесплатном мини-курсе основных тем ЕГЭ.

Курс ЕГЭ по обществознанию бесплатно

Итак, первое суждение логично, человек стареет и это в его природе. Второе — верно излагает суть социализации личности. Третье не верно, нормы морали воспитываются. Вспомним:

В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо?"

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Четвертое не верно, генетика (природа человека) не может выражать социальное в человеке. А вот то, что природные способности помогают нам в деятельности, правильно. Пятое верно.

Ответ: 125.

Следующий вопрос на соотнесение признаков и описываемых явлений (процессов). Нужно вспомнить три типа общества в рамках цивилизационного подхода к изучению истории.

Цивилизация – исторический тип общества, отличающийся от других своеобразной системой духовных ценностей, господствующим типом мировоззрения, образом жизни, технологической культурой. 

Эти вопросы нами подробно разобраны в теме «Общественный прогресс».

Традиционное обществоисторический тип цивилизации, основывающийся на натуральном производстве, монархической системе и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное обществоисторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) обществосовременный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.

Теперь соотносим, задание не представляется сложным. «Высокие» технологии это компьютерные; механизация это фабрики, заводы, появляющиеся в индустриальном обществе; развитая сфера услуг — постиндустриальное общество; натуральная экономика, община и коллективизм  — признаки аграрного общества.

Ответ: 32311.

Посмотрим, как ФИПИ рекомендует требует записывать в бланке ответов 1 ответы и заодно проверим себя:

Требования к оформлению ответов на задания части 1.

Требования к оформлению ответов на задания части 1.

Прежде всего — БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ! Следуем по демоверсии далее!

Проверяется понимание современных тенденций образования, а именно его гуманизации:

Гуманизм – от лат. Homo (человек), философская концепция человечного отношения к человеку, заключающегося в максимальном учете и развитии его личностных качеств и способностей. 

Здесь подходят варианты 3, 4, 5 (нравственность в принципе равна гуманизму, тоже моральная категория). Вариант 1- об экстенсивном пути развития образования, 2 — о гуманитаризации (не путайте с гуманизацией, имеется ввиду особенное внимание к изучению гуманитарных наук), 6 о компьютеризации. Ответ: 345.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2016

Далее идут традиционно вопросы по блоку тем «Экономика». Еще один стандартный вопрос — на понимание отличительных качеств рынка. Отбрасываем черту централизованной (командной экономики)вариант 1 не подходит.

Ищем сущностные черты рынка — законы спроса и предложения (вариант 2), конкуренция (вариант 4), свобода предпринимательства (вариант 5). И вспомним, что во всех экономических системах субъекты экономики решают ее основные проблемы — безграничность потребностей при ограниченности ресурсов (вариант 3 не подходит). Подробнее смотрите тему «Экономические системы и экономика». Наш ответ: 245.

Вспомним для начала разницу между постоянными и переменными затратами (издержками). Здесь главное, меняется ли их объем от изменения объемов производства (фирмы, предприятия).

Постоянные издержки – затраты, не изменяющиеся при изменении объема производства. Например, это выплата коммунальных платежей, выплата кредитов.

Переменные издержки – затраты, изменяющиеся при изменении объема производства. Например, это оплата электроэнергии, транспортные услуги, амортизационные отчисления.

Часто здесь нужно просто запомнить теорию и классические примеры, приведенные, например, в это задании. Запомним! Постоянные: оклады администрации, аренда помещения, проценты по кредитам. Переменные: сдельная заработная плата, приобретение сырья. Таким образом, ответ: 12121.

Проверяется, как явствует из вопроса, тема кодификатора «Источники финансирования бизнеса». Просто думаем, какие из приведенных способов пополнят бюджет предприятия денежными средствами, а какие, наоборот, заставят их тратить. Итак, в плюс фирме пойдут привлечение кредитов (хотя, их придется потом отдать с процентами), прибыль естественно, выпуск акций, торговля ими на фондовой бирже (размещение). Налоги придется заплатить государству, отдав часть дохода, вариант 2 не верен. А вот повышение производительности труда (больше выработка продукции), совершенствование технологий не являются в микроэкономике источниками финансирования (средства не приходят извне). Варианты 3 и 5 тоже не верны.

Ответ 146.

Вопросы с 3 по 9 оцениваются в 2 балла при полном совпадении с верным ответом, при одной неверной, нехватке или лишней цифре в 1 балл.

Задание 10 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 10 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Вот это задание по сравнению с ЕГЭ 2015 года и прошлых лет, очень усложнено. Не оговаривается количество верных ответов (раньше это был просто 1 на выбор из 4-х), а оценивается верный ответ только в 1 балл, хотя выбор тоже множественный. Итак, цена (Р) не изменилась, а количество товара на рынке (Q) увеличилось. Почему? Думаем и подставляем предложенные варианты:

  1. чем больше производителей, тем больше количество товара, правильно? Да!
  2. больше людей могут управлять автомобилем, больше покупок, предложение растет? Да! Казалось бы, но, на самом деле, здесь заложена функция спроса (больше возможных покупателей, больше спрос). А нам, все же, нужно искать предложение. Нет!
  3. цены на комплектующие уменьшились, издержки уменьшились, выгоднее больше производить? Да!
  4. больше приходится тратить на оплату электричества, выгодно производить больше? Нет!
  5. банки стали брать больше процент по кредиту на покупку авто, больше людей купят его? Нет!

Ответ: 13. 

Вопросы на экономику пока заканчиваются, переходим к социальной сфере, проверяется понимание понятия стратификация:

Стратификация – иерархическое выделение групп по социально важному признаку и степени обладания общественным благом. Выделяют четыре типа стратификации: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

Подробнее об этом понятии в разборе темы «Социальная стратификация». Самое главное понять, что стратификация общества в социологии касается только его важных признаков, например, по доходу.

Итак, не любые изменения (1 не верно); 2 верно (оно просто логично, например, учителя и врачи попадут в одну группу так и те, и другие получают зарплату от государства); 3 точно верно, власть точно социально важный признак; личные качества здесь ни при чем (хорошие люди бывают и богатыми и бедными), 4 не верно; в 5 варианте просто дается определение социального престижа, верно.

Ответ: 235.

Задание 12 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 12 ЕГЭ 2017 по обществознанию

 

Это задание на трактовку графика о результатах социального вопроса не сложно, просто внимательно методом подбора. Считается заданием базового уровня сложности, оценивается в 1 балл.

1. Да, 50% это половина. 2. Да, доли равны. 3. Да, среди девушек так думаю больше респондентов. 4. Даже не логично, обычно к этому больше склонны мужчины, для них карьера больше приоритетна как социальный лифт, да и так не верно. 5. И юноши и девушки одинаково здесь ответили. Нет.

Ответ: 123.

Задание 13 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 13 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Теперь политическая сфера. Проверятся понимание функций института гражданского общества — политических партий (если контекст вопроса «в демократическом обществе»), следует именно так понимать!

Партия политический институт и группа людей, объединенных идеологией и стремлением к достижению власти или влиянию на нее.

Здесь главный критерий различия и понимания вопроса, это осознание того, что при демократии партий много, они конкурируют между собой и не замещают органы государственной власти, как при тоталитаризме и авторитаризме.

Поэтому, 1, 2, 4 не верно — это функции только государства, а 3 и 5 верно. Очень не однозначный вопрос! Как партии участвуют в проведении выборов при развитом гражданском обществе? «Проводят» = участвуют??? Ответ ФИПИ: 135.

Классика жанра. Вопрос на знание Конституции Российской Федерации и компетенций органов государственной власти. Здесь Вам помогут только твердые знания. Итак, запоминаем, что

Ответ: 24341.

Кстати, согласно анализу ФИПИ, именно это задание стало просто тупиковым для подавляющего большинства выпускников 2016 года.

Задание 15 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 15 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Вопрос на понимание понятия федерация.

Федерацияформа государственного устройства, характеризующаяся ограниченным суверенитетом субъектов федерации и трехуровневой системой законодательства и налогообложения.

Или если точнее, то основ конституционного строя РФ, ведь согласно статье 1 нашей Конституции:

  1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Выбираем — 1 признак демократии; 2- федерации, ключевое представительство регионов; 3 — федерация, «нескольких государственных образований», права субъектов; 4 — федерация, некоторые субъекты обладают конституциями (как в РФ республики), но они подчиняются Закону высшей юридической силы. 5 и 6 тоже признаки демократии, не федерации. Ответ: 234.

И здесь нужно знать содержание главы 2 нашей Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Также часто проверяют понимание разницы между правами и обязанностями. Вариант 1 это не право и не обязанность. 2 обязанность! 3 право. 4 обязанность! 5 право.

Ответ: 24.

Формулировка задания 17 также поменялась! Теперь оно выглядит так:

Задание 17 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 17 ЕГЭ 2017 по обществознанию

  1. Материальное право – группа отраслей права, регулирующая разные виды общественных отношений (в том числе, материальные). Процессуальное право – особый вид правовых норм, регламентирующих правоприменительную практику в процессе правовых отношений. То есть есть, например УК РФ, перечисляющий перечень преступлений и наказаний за их совершение, а есть УПК РФ, в нем регламентируется процедура задержания, ареста, содержания под стражей. НЕТ.
  2. ДА. Именно это функция уголовного права.
  3. НЕТ. Это функция гражданского права, а не административного!
  4. ДА. Частное право – совокупность отраслей права, защищающих личные интересы отдельногогражданина и его семьи (например, семейное, гражданское, трудовое).
Система права РФ

Система права РФ

Подробнее о системе права в Российской Федерации в разборе темы «Система российского права. Законотворческий процесс» (Доступно в бесплатном МИНИ Курсе).

5. ДА. Сверимся с нашим словарем обществоведческих терминов:

Институт права – небольшая группа норм внутри отрасли, регулирующий один видобщественных отношений.

Ответ: 245.

В 2016 году задание выглядело так:

Снова вспомним термины.

Административное право – отрасль публичного права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления и связанные с поддержанием правопорядка и безопасности.

Гражданское право – отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные правоотношения.

Не забываем, что один из обязательных участников административных правоотношений это государство! Административные правоотношения — варианты Б, Г, Д. Гражданские — А, В (имущественные вопросы). Ответ: 21211.

Задание 18 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 18 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Вспомним, что есть с точки зрения ПРАВА права и обязанности, применим к ситуации выплаты налогов:

Права – установленная законом и гарантированная государством возможность человека(гражданина) пользоваться свободами.

Обязанность – необходимость человека (гражданина) исполнять установленные законаминормы.

Итак, права — то, что мы можем делать, обязанности — должны!

Задание 18 ЕГЭ 2017 по обществознанию ответ

Задание 18 ЕГЭ 2017 по обществознанию ответ

ОТВЕТ: 11221

Задание 19 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 19 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Для приема на работу, согласно статье 65 ТК РФ Роману еще понадобится: 2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; 3) паспорт гражданина РФ; 5) диплом о профильном образовании.

Ответ: 235.

Задание 20 ЕГЭ 2017 по обществознанию

Задание 20 ЕГЭ 2017 по обществознанию

В этом сложном задании проверяется понимание соотношения деятельности и потребностей. Здесь нужно логически думать и вписывать слова, исключая лишние три. Применяем падежи, чутье русского языка. Вот образец выполнения.

Задание 20. Пример решения.

На этом мы закончим разбор части 1 демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2017 года. Часть 2 по сравнению с ЕГЭ 2015-2016 года осталась не измененной, мы разберем ее в следующем посте. Пример разбора реального варианта части 2 с ЕГЭ 2016 смотри здесь.

В нашей группе VK  мы также провели занятие по разбору демоверсии. Ищите нас VK по хэштегам #ЕГЭвин #egewin #егевинзанятие

Готовьтесь к обществознанию ЕГЭ 2017 онлайн с нами!

Поделись записью в социальных сетях >>>
16 thoughts on “Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2017
  1. Анастасия

    в 10 вопросе ответ по мнению авторов теста — 1,3. Второй вариант не верен, т.к. это повлияет на изменение спроса, а не предложения.

  2. ученик

    Вы что , ИЗВЕРГИ???????? КАК ЭТО РАСПЕЧАТАТЬ НОРМАЛЬНО?????????? Да чтоб вам дети так же файлы присылали! Да чтоб вам кот за это мимо лотка нагадил ! Да чтоб вам в маршрутке сдачу не дали! Как нам готовиться?
    СПАСИБО! От души просто ..

    1. Коцарь Евгений Post author

      Всеволод. Вероятно вы комментируете официальный документ ФИПИ России. Мы согласны что официальные документы не очень дружелюбны к конечным пользователям.

  3. Алексей

    По вопросу 10: все еще хуже, чем пишет Анастасия. Снижение возраста получения прав может даже не привести к увеличению количества их обладателей. Не говоря о том, что получив их, не все сразу же покупают машины. Тем паче речь идет о «малолетних», которые скорее будут кататься на родительских.

  4. Иван

    Почему на графике 10 вопроса цена не изменилась? По моему предложение увеличилось. цена упала.

    1. Коцарь Евгений Post author

      Иван, стрелка в горизонтальном состоянии. предложение увеличилось, цена осталась прежней )

  5. Дмитрий

    12 задание. Трудовая мотивация (3 колонка) + потребность в самореализации (2 колонка) никак не равны с возможностью путешествий и общению с разными людьм (5 колонка). Выходит, что ответ 2 неверный

    1. Коцарь Евгений Post author

      Дмитрий, сам вопрос о трудовой мотивации. А колонки 2 и 5 равны (по 10%), поэтому 2 верно!

  6. Ирина

    Здравствуйте!
    Когда Вы будете разбирать часть 2?

  7. Татьяна

    В номере 14. Проект бюджета разрабатывается и утверждается Государственной думой в качестве закона, а исполняет его правительство. Следовательно, правильный ответ — государственная дума, а не правительство.

    1. Коцарь Евгений Post author

      Татьяна, Вы не правы. Именно Правительство РФ разрабатывает проект Федерального бюджета, как проект ФЗ о бюджете, затем вносит его на рассмотрение Государственной Думы РФ, а дальше уже происходят последующие процедуры. Статья 114. 1. Правительство Российской Федерации:
      а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет…

  8. Людмила Павловна

    Спасибо за разбор. Таблицы ценные и понятные — хорошо структурируют мышление учеников. Еще раз СПАСИБО !

  9. елена

    спасибо за возможность)) узнала новое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *