Часть С ЕГЭ по обществознанию

Вы знаете что часть С даст Вам почти половину баллов на ЕГЭ по обществознанию? На ЕГЭ Вы будете считать каждый балл, поэтому, какими бы сложными не были письменные задания, их надо решать. Попробуем обозначить основные рекомендации экспертов ЕГЭ по части С ?

Камеры на ЕГЭ

Но самым трудным на ЕГЭ 2016 будет не тотальный видеоконтроль, а Ваша борьба с эмоциями, недостаточным временем, собственными пробелами в знаниях. Подготовка к ЕГЭ входит в решающую фазу, не забываем использовать ВСЕ возможности для наиболее эффективной и ускоренной подготовки и повторения материала.

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Часть С ЕГЭ по обществознанию — структура

Часть С ЕГЭ по обществознанию

«Лучше то, что труднее» — говорил великий Аристотель. Применительно к части С ЕГЭ по обществознанию это абсолютно верно. Если каждое задание части А, да и часть заданий части В принесут Вам на ЕГЭ лишь 1 первичный балл, то в части С Вы можете рассчитывать на оценку от 2 до 5 сразу!

Распределение заданий ЕГЭ

Итак, половина Вашего результата на ЕГЭ зависит от выполнения части С! Между тем, даже самые простые из заданий части С — С1, С2, вызывают трудности у выпускников. А ведь их смысл — простой контекстный поиск в обществоведческом тексте. То есть, Вам нужно всего-то верно выбрать из текста нужную авторскую мысль.

Screenshot_10 Screenshot_11

Часть С состоит из 9 заданий, которые делятся на 4 больших блока.

  • С1-С4 — работа с обществоведческим текстом, поиск информации, представленной в явном и в неявном виде, свой комментарий авторских суждений с опорой на знания курсам и социальной практики.
  • С5, С8 — задания теоретического характера, где практически не требуется применять примеры из окружающей действительности, а акцент делается на умение структурировано представить знания курса обществознания.
  • С6-С7 — задания на применение теоретических знаний на практике, решение задач и приведение примеров.
  • С9 — обществоведческое эссе.

Мы уже посвящали свои посты отдельно заданиям С6, С7, С8 и отдельную рубрику — написанию эссе по обществознанию, которой с удовольствием пользуются и подписчики нашей группы VK

Screenshot_12

В нашей группе мы продолжаем решать опубликованные Рособрнадзором КИМы ЕГЭ 2013 года. Предлагаю поразмышлять над частью С, выполненной нашим подписчиком Жар Птица http://vk.com/id209908236

Помогут нам опубликованные ФИПИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ» для экспертов ЕГЭ. Анализу эссе С9 с помощью рекомендаций ФИПИ мы посвятим еще отдельный пост, а сегодня обсудим остальные 8 заданий.

Разбор части С ЕГЭ по обществознанию 2013

Часть 3 ЕГЭ FHl4QmQh_og

Несколько слов о методике работы с обществоведческим текстом:

1. Читаем весь текст, выделяем его главную проблему (о чем он?). В данном случае — это обеспечение конституционного права гражданина РФ на судебную защиту.

2. Работаем с текстом в КИМе (бланке задания). Как правило, С1 и С2 полностью можно выписать из текста, иногда с небольшой переработкой. Вот так, например:

Часть С1-С9 ЕГЭ по обществознанию

3. То есть, мы, не тратя время на переписывание ответа в черновик (помним, что работа с частью С требует большого времени), готовим себе готовые ответы для переписывания в чистовик.

Итак, вот ответы серьезно готовящегося к ЕГЭ по обществознанию выпускника:

С1. 1) Речь в тексте идет о конституционном праве на судебную защиту.
2) Главным условием для реализации этого права является возможность для каждого гражданина узнать как, куда и по какому вопросу обратиться. Обеспечение информационной доступности суда.

Максимум за задание — 2 балла.

С2.1) По мнению автора проблемой процедуры приема жалоб является ряд правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию.
2) Ограничение является примем жалоб только в произвольно установленные дни «приёма жалоб».
3) Жалобы можно подать только после личной консультации с судьёй или только после проверки не предусмотренных законом документов.
4) Только федеральные законы могут вводить ограничение такого рода.

И снова максимум за задание — 2 балла. Но, есть некоторые замечания по оформлению. Обозначена проблема, два ее проявления. А вот последняя часть вопроса не выделена четко. Лучше:

— Роль федеральных законов в решении проблемы процедуры приема жалоб является то, что только они могут вводить ограничение такого рода.

Еще одна ремарка. Каждый эксперт ЕГЭ проверяет не один десяток работ. Естественно, глаз «замыливается», поэтому я рекомендую четко выписывать ответ на задание, повторяя его условие, особенно, если вопросов к одному заданию задано несколько.

С3. К условиям для беспрепятственного посещения судов лицами с ограниченными возможностями можно отнести:
1) Обеспечение помощи в передвижении от дома до судов( специальные социальные службы,предоставляющие транспортное средство (машина соц службы с водителем или такси) )
2) Установка удобных пандусов на входе в здания судов
3) Удобные лифты и дверные проемы внутри зданий судов
4) Звуковое оснащение для слепых в зданиях судов, транспортных средствах, пешеходных переходах.
5) Оснащение метро удобными пандусами и лифтами
6) Оснащение наземного транспорта удобным въездом в транспорт на колясках, звуковое оснащение для слепых.

С4. Информационная доступность суда и открытость судебных заседаний гарантирует соблюдение прав граждан так как: 1) Осуществляется публичное оглашение приговора и решения суда. Что дает возможность для народного обсуждения, освещения в СМИ, подачу жалоб с случае необходимости со стороны граждан, или другое высказывание недовольства( собрания, митинги).
2) Открытость заседания гарантирует равенство всех перед законом и судом
3) Исключение возможности фальсификации и искажения судебного дела,во время судебного процесса.
4) Исключение предвзятого отношения со стороны судьи,прокурора ил адвоката к подсудимому, истцу или свидетелям.

Отметим исчерпывающие блестящие ответы. Показано понимание текста, знание теории права, понимание социальной реальности. Это, в отличие от заданий С1-С2 (базового уровня), задания повышенного уровня, каждое верно выполненное задание оценивается в 3 балла.

За верные С3 и С4 максимальные 6 баллов. Итого за текст С1-С4 максимальные 10 баллов.

FHl4QmQh_og - копия

С5. Общественный прогресс — процесс развития общества от более простого к более сложному,от более низшего в высшему.

1) Общество является динамической саморазвивающейся системой,что неизбежно приводит к социальном прогрессу
2) Идея общественного прогресса возникла по аналогии с развитием природы
3) Общественный прогресс противоречив, так как улучшение в одной области,может привести к ухудшению или полному отмиранию другой области. прогресс для оного слоя населения,может быть негативен для другого.
4) Критериями общественного прогресса являются развитие науки, техники, усложнения культуры, права, образование, медицины и т.д.

Сразу отметим, что в таком формате в этом году задания С5 не будет, оно конкретизировано в части двух дополняющих предложений. Но по данному ответу С5 очень большие сомнения, при нынешней (предельно конкретизированной) форме постановки вопросов по дополняющим предложениям был бы получен максимум 1 балл за верное определение. Предложения бы здесь не зачли, так как было бы непонятно, что вообще конкретизируется.

И еще, просят составить два предложения, а в ответе 4. Здесь требуется именно 2!

И в части С на ЕГЭ никаких сокращений, тем более и т.д. НЕ ДОПУСТИМО!

Допустим, 1 балл за задание.

FHl4QmQh_og - копия

Вот ответ выпускника:

С6. Способы борьбы с безработицей:
1) Организация общественных работ ( озеленение и благоустройство парков,скверов,детских площадок)
2) Кредитование и субсидирование малого бизнеса,чтобы люди проявляли свои предпринимательские способности,создавали работу себе и дополнительные рабочие места. (выдача кредитов банками для открытия своего бизнеса под более низкий процент)
3) Создание училищ и курсов по переквалификации рабочих.(создание бухгалтерских курсов, курсов по скриптовым языкам и т.д.)

Точно 0 баллов, так как выпускник не приводит КОНКРЕТНЫХ примеров (!!!). Озеленение улиц — не конкретика. Подробнее о конкретике в задании С6 можно вспомнить здесь.
Например, вот как может выглядеть здесь ответ с конкретным примером:
1. По обращению местной службы занятости населения, департамент жилищно-коммунальных услуг городка М. выделил дополнительно 2 места для трудоустройства безработных граждан на работу озеленителя улиц.
Вот как выглядят по этому поводу методические рекомендации ФИПИ:
Screenshot_3
Поэтому за этот ответ эксперт выставит 0 баллов.
FHl4QmQh_og - копия
Ответ выпускника:
С7. Это социальное явление — Социализация личности.
1) На первичную социализацию ребенка наибольшее влияние оказывают родители (мама, папа, бабушка, дедушка). На вторичную — школа, университет, учителя, профессора.
2) Так же влияние на социализацию личности оказывают люди находящие в авторитете у конкретного человека.
3) Пример: Ребенка запоминает, как общаются члены семьи между собой и делает по аналогии с ними.
Студент принимает мнение уважаемого им профессора по той или иной теме.
Вообще, в самом задании заложено то, что Вы обязаны на высоком уровне знать, что такое агент социализации, а что такое институт социализации. Это — субъекты. В данном ответе все аргументы сложены «в кучу»… Честно говоря, дальше в этой ситуации эксперты бы спорили, но, минимум 1 балл за пример Вы бы получили. Просят два субъекта, напишите:
1. Родители.
2. Учителя.
Итого здесь 2 балла из 3-х, 1 за явление (социализацию), другой за иллюстрацию примера.
И задание С8.
FHl4QmQh_og
С8. План.
1. Понятие Государство
2. Признаки государства
а) Суверенитет
б) территория
в) государственный язык
г) государственная денежная единица
д) гос. атрибуты: флаг, герб, гимн
е) армия
3. Формы государственного устройства
а) федеративное государство
б) Унитарное государство
в) Конфедерация
4. Формы государственного правления
а) Монархия ( абсолютная, конституционная, парламентская)
б) Республика ( парламентская, президентская)
5. политические режимы
6. Функции государства
а) Экономические и социальные проблемы
б) Защита территории государства
в) Представление государства на международной арене(политическое,экономическое)
и т. д.
В варианте действительно достался объемный вопрос для плана. Логика построения ответа выпускником правильно понята, но в конце есть некоторые неточности.
Снова очень смущает и т.д. в конце плана. Тем более, в начале этого пункта а) Экономические и социальные проблемы… что это? это не функция. Это проблемы. Точно бы балл сняли, так как этот пункт в задаче плана.
2 балла за ответ.

Как решать часть С ЕГЭ по обществознанию?

Небольшие итоги из разобранного варианта. Мы его проверили без эссе, сразу это учтем при подсчете баллов (- 5 баллов, это максимум за С9).

Из максимально возможных, таким образом 22 баллов, набрано 15 баллов. Это достаточно много. Если объединить это с 17 баллами за часть А и 11 за часть В, получается 43 первичных балла (это без малого 67 баллов). То есть, выпускник претендует на высокий уровень баллов ЕГЭ. Рекомендую продолжать и Вам эту работу в нашей группе VK

И по итогам этого разбора несколько рекомендаций:

1. Используйте КИМ для чернового ответа, особенно в тексте С1-С2.

2. Точно отвечайте на те вопросы, которые Вам задают, при возможности, оформляйте ответ, встраивая в него вопрос.

3. В С5 давайте не более двух дополнительных предложений, как построена формулировка задания.

4. Старайтесь максимально конкретизировать Ваши ответы в заданиях С6-С7.

5. Очень много зависит от оформления, как мы видим. Поэтому избегайте сокращений, распространений (и т.д. и т.п.)

6. Выполняйте ВСЕ задания части С, цепляйтесь за любые баллы ЕГЭ, они пригодятся Вам при поступлении!

7. Старайтесь наиболее точно понять тот вопрос, который Вас спрашивают. Помним, что от верно понятого вопроса зависит половина Вашего ответа. А другая — от оформления!

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Успешной Вам подготовки и удачи на ЕГЭ!

Поделись записью в социальных сетях >>>
One thought on “Часть С ЕГЭ по обществознанию
  1. Angry Birds

    «Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике это определенно неверно!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *