Правила эссе по обществознанию


Ваше эссе должны критиковать!

правила эссе по обществознанию

Мы продолжаем разбирать образцы эссе, которые нам присылают наши подписчики группы VK
«Критика – самая здоровая часть человеческого мышления. И чем выше критика, тем сохраннее личность» — говорил известный врач Агабек Султанов. Если Вас не критикуют, вы не развиваетесь — этот известный постулат подтверждают подписчики нашей группы, например, Елизавета Фомичева https://vk.com/liza.smile

Её эссе нам бы хотелось порекомендовать Вам сегодня и обсудить. А затем применим аналогичный подход и напишем еще одно новое.

Елизавета Фомичева

С9.1 «Наука не ограничивается накоплением знаний, но стремится
всегда к их упорядочению и обобщению в научных гипотезах». (С.Н. Булгаков).

Огромный простор для размышлений открывает высказывание С.Н. Булгакова, русского философа, о функциях науки в жизни человека. Проблема, поднятая автором является актуальной в современном обществе, ведь сейчас роль науки невозможно переоценить, она затрагивает жизнь каждого человека. Смысл высказывания С.Н. Булгакова, я вижу в том, что к функциям науки относятся не только получение и накопление для человечества новых знаний, но также наука должна систематизировать эти знания и предоставить человеку в упорядоченной, понятной ему, форме.
Я поддерживаю точку зрения по данной проблеме. Наука, особенно в XX веке, сделала огромный прорыв в своей сфере. Человечество добилось огромных результатов, и поэтому все эти полученные знания нужно систематизировать и обобщить, чтобы в дальнейшем мы смогли передать эти знания нашим потомкам.
Для того чтобы доказать свою точку зрения я приведу ряд аргументов. Начнем с того, что же такое наука? Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Человечество не стоит на месте. Наше общество находится в постоянном движении, движении вперед. Так и наука! Со временем у неё появляется все больше и больше функций. Современная наука имеет множество функций, например познавательная (наука познает окружающий нас мир), непосредственно производственная (она непрерывно совершенствует производство), социальная и т.д. Поэтому функции современной науки выходят далеко за пределы «накопления знаний».
Давайте вспомним величайшего химика Д.И. Менделеева. Он знал о различных химических элементах, но огромное количество времени Дмитрий Иванович потратил на то, чтобы систематизировать, полученные им, знания. Результат его многолетней работы поражает! Человечество до сих пор пользуется знаменитой на весь мир периодической системой Д.И. Менделеева. Этот пример еще раз доказывает то, что работа ученых не ограничивается получением знаний, немало важно и то, как эти знания ученые смогут упорядочить.
Подводя черту, я хотела бы сказать, что наука всегда играла важную роль в жизни общества и с человеческим прогрессом все больше функций «возлагается на её плечи».

Сразу подчеркнем плюсы этого, несомненного зрелого эссе. Видно, что выпускник регулярно практикуется в выполнении задания С9, выработал свой особенный почерк, что называется «набита рука». Это — и Ваша конечная цель. На реальном ЕГЭ, как показывает практика, автоматизм выполнения задания — главное.

Итак, правильно записано само задание! Это важно, записываем его номер и саму цитату с авторством. Смысл высказывания раскрыт точно и доступно. К1 есть. Своя точка зрения высказана с опорой на теоретические положения, термины (К2), примеры социальной практики — деятельность Д.И. Менделеева (К3). Подробнее о критериях проверки мы уже говорили здесь.

Выпускник показал свою интеллектуальность (о Булгакове, Менделееве). Некоторые нюансы. И каковы правила эссе?

Чего нельзя писать в эссе?

1. Никаких и т.д в части С нельзя. Вообще все сокращения в части С ЕГЭ по обществознанию запрещены.
2. Делите большие абзацы. Каждая новая мысль с новой строки:

«Для того чтобы доказать свою точку зрения я приведу ряд аргументов. Начнем с того, что же такое наука? Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Человечество не стоит на месте. Наше общество находится в постоянном движении, движении вперед. Так и наука! Со временем у неё появляется все больше и больше функций. Современная наука имеет множество функций, например познавательная (наука познает окружающий нас мир), непосредственно производственная (она непрерывно совершенствует производство), социальная. Поэтому функции современной науки выходят далеко за пределы «накопления знаний».

Давайте вспомним величайшего химика Д.И. Менделеева. Он знал о различных химических элементах, но огромное количество времени Дмитрий Иванович потратил на то, чтобы систематизировать, полученные им, знания. Результат его многолетней работы поражает! Человечество до сих пор пользуется знаменитой на весь мир периодической системой Д.И. Менделеева.

Этот пример еще раз доказывает то, что работа ученых не ограничивается получением знаний, немало важно и то, как эти знания ученые смогут упорядочить.
Подводя черту, я хотела бы сказать, что наука всегда играла важную роль в жизни общества и с человеческим прогрессом все больше функций «возлагается на её плечи».

Так в идеале может выглядеть это хорошее авторское эссе, которое, как эксперт ЕГЭ, я, безусловно, оценил бы на максимальные 5 баллов!

Елизавета, и большое ей спасибо за это, показала нам пример проблемного эссе. Проблема очевидна — цель науки. И, отлично аргументировала, через деятельность всем известного ученого, оттолкнулась от личности Д.И. Менделеева.

Правила написания эссе

Мы уже обсуждали подход к написанию эссе через автора предлагаемой цитаты. Думается, А.С. Пушкин — один из самых благодатных здесь примеров. Главное в этой схеме  — выделить проблему и подтвердить ее аргументацией, можно (нужно!!!) с опорой на деятельность известного всем человека.

С9.4 Политология

«Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа»

(А.С. Пушкин).

Сразу начнем выполнять Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт.

Смысл высказывания великого русского поэта А.С. Пушкина я вижу в том, что доверие населения страны к правовой системе зависит от качества ее защиты правоохранительными органами.

Автор поднимает проблему правосознания. Мне показалась интересной эта мысль поэта, и я хотел бы рассмотреть ее подробнее.

Что мы сделали? Мы просто «перевели» цитату, подобрав синонимы:

Закон — правовая система

имеет святости — доверие

в глазах народа — населения страны

встречает уважения — качества ее защиты

блюстителей оного (закона) — правоохранительными органами

Мы показали, что знаем кто такой А.С. Пушкин (!!!). Мы обозначили проблему. Далее помним, что цитата из области Политологии, а не права, применяем термины политологии, выполняем Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.

Правосознание — это часть политической культуры общества. Население либо уважает и сознательно исполняет законы, либо просто боится их, стремясь нарушить их при возможности избежать наказания. К сожалению, частью политической культуры русского общества, так уж сложилось исторически, является правовой нигилизм. Об этом и говорит Пушкин. Не только население не готово исполнять законы, но и власти относятся к ним произвольно.

Что мы сделали? Показали знание терминов и теории.

Правосознание — это часть политической культуры общества. Население либо уважает и сознательно исполняет законы, либо просто боится их, стремясь нарушить их при возможности избежать наказания. К сожалению, частью политической культуры русского общества, так уж сложилось исторически, является правовой нигилизм. Об этом и говорит Пушкин. Не только население не готово исполнять законы, но и власти относятся к ним произвольно.

Теперь приведем примеры, выполним Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Знания смежных наук, собственный опыт.

Известная всем русская поговорка гласит: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». А ведь в устном народном творчестве проявляется поведение человека. Власти нашей страны системно применяли террор и беззаконие против населения на протяжении всей истории. В России не сложилось гражданского общества, люди склонны решать дела посредством блата, подкупа, взятки, но не закона.

Правоохранительных органов — в полном смысле этого слова «защищающих ПРАВО» в стране нет. Граждане не доверяют полиции, судам. Примеры коррупции чиновников и государственных служащих, записанные на видео, каждый может увидеть в сети.

Показали знание истории, привели собственный «горький» жизненный опыт, все корректно и в меру, без огульной критики. Проложили применять термины, научные выводы. А теперь иной аспект, переходим к автору цитаты.

Посмотрим на проблему с другой стороны. Если население тотально не исполняет закон, что может сделать власть? Применять террор? Сам автор цитаты, как известно, погиб на дуэли, был отчаянным дуэлянтом. А ведь Пушкин этим нарушал Закон! Дуэли были запрещены Петром I, Екатериной II.

Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране и граждане, и правоохранительные органы взаимно уважали право, права и свободы и несли ответственность. Только это позволит нашей стране стать ГРАЖДАНСКОЙ.

Дуэль Пушкин с Дантесом
Дуэль Пушкина с Дантесом 27-го января 1837 г.
С картины Коверзнева, писанной по словесной передаче академика Волкова. Гравюра Герасимова.

И, социальный оптимизм в выводе. Все плохо, но, мне кажется, должно стать лучше. И, как это сделать. Вот что у нас получилось в итоге:

С9.4 Политология

«Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).

Смысл высказывания великого русского поэта А.С. Пушкина я вижу в том, что доверие населения страны к правовой системе зависит от качества ее защиты правоохранительными органами.

Автор поднимает проблему правосознания. Мне показалась интересной эта мысль поэта, и я хотел бы рассмотреть ее подробнее. Правосознание — это часть политической культуры общества. Население либо уважает и сознательно исполняет законы, либо просто боится их, стремясь нарушить их при возможности избежать наказания. К сожалению, частью политической культуры русского общества, так уж сложилось исторически, является правовой нигилизм. Об этом и говорит Пушкин. Не только население не готово исполнять законы, но и власти относятся к ним произвольно.

Известная всем русская поговорка гласит: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». А ведь в устном народном творчестве проявляется поведение человека. Власти нашей страны системно применяли террор и беззаконие против населения на протяжении всей истории. В России не сложилось гражданского общества, люди склонны решать дела посредством блата, подкупа, взятки, но не закона.

Правоохранительных органов — в полном смысле этого слова «защищающих ПРАВО» в стране нет. Граждане не доверяют полиции, судам. Примеры коррупции чиновников и государственных служащих, записанные на видео, каждый может увидеть в сети.

Посмотрим на проблему с другой стороны. Если население тотально не исполняет закон, что может сделать власть? Применять террор? Сам автор цитаты, как известно, погиб на дуэли, был отчаянным дуэлянтом. А ведь Пушкин этим нарушал Закон! Дуэли были запрещены Петром I, Екатериной II.

Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране и граждане, и правоохранительные органы взаимно уважали право, права и свободы и несли ответственность. Только это позволит нашей стране стать ГРАЖДАНСКОЙ.

Эксперт ЕГЭ, лучший учитель России Коцарь Евгений Сергеевич предлагает Вам свой опыт в подготовке к написанию эссе!

Эксперт ЕГЭ, лучший учитель России Коцарь Евгений Сергеевич предлагает Вам свой опыт в подготовке к написанию эссе!

Правила эссе по обществознанию:

Мы их продолжаем соблюдать:

1. Начинаем с раскрытия смысла цитаты

2. Выделяем проблему

3. Продолжаем соблюдать критерии все эссе

4. Максимальный перифраз!

5. Каждая мысль с новой строки

6. Предложения короткие

7. Эссе короткое, ничего до конца не раскрываем

8. Грамотность оформления (перепиши цитату, не сокращай).

9. Проблему раскрой на примере деятельности известного человека

10. Оптимизм, надежда на лучшее в концовке!

Удачи Вам, пробуйте писать эссе в комментариях, а также в нашей группе VK

Вот Вам домашнее задание:

«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Поделись записью в социальных сетях >>>
11 thoughts on “Правила эссе по обществознанию
  1. Наталья

    «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)

  2. Наталья

    «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)
    Смысл высказывания американского президента Б. Франклина я вижу в том, что главное — умение пользоваться деньгами. Мало иметь деньги, гораздо важнее найти им нужное применение.

  3. Наталья

    «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)
    Смысл высказывания американского президента Б. Франклина я вижу в том, что главное — умение пользоваться деньгами. Мало иметь деньги, гораздо важнее найти им нужное применение.
    Автор цитаты поднимает проблему эффективности использования денег. Эта проблема особенно актуальна в наши дни, над которой следует задуматься и рядовому пользователю, и владельцу крупного капитала.
    Я считаю, что уметь эффективно пользоваться деньгами очень важно. Ведь можно растратить большую сумму денег и не извлечь из этого никакой экономической пользы, а можно, имея небольшой капиал, грамотно использовать его, увеличивать и получать прибыль.
    Деньги — особый товар, выполняющий роль всемирного эквивалента при обмене товаров. Деньги выполняют множество функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Эффективность данных функций зависит от умения человека пользоваться деньгами.
    При исполнении желания правильно использовать деньги, нужно быть осторожным, внимательно изучая все возможности и риски. Так, желая разбогатеть, в 1990-х годах многие люди покупали акции финансовой пирамиды «МММ». В итоге пирамида рухнула, и люди потеряли свои деньги.
    Также вспоминается притча, в которой господин дал трём своим рабам деньги. Два раба приумножили количество денег, а один раб «зарыл свой талант в землю». Когда господин вернулся, он наказал раба, не сумевшего воспользоваться деньгами.
    В современном мире существует множество возможностей грамотно распорядиться своими накоплениями. Поэтому необходимо просвещать общество на предмет экономической культуры и экономически целесообразного поведения.

  4. Коцарь Евгений Post author

    Спасибо за работу, Наталья! Вы в точности постарались выполнить наши рекомендации, и это у Вас хорошо получилось.
    Нюансы:
    1. Старайтесь избегать повторения термина при раскрытии смысла высказывания. Например, здесь вместо «деньги» можно было написать «финансовые ресурсы».
    «Смысл высказывания американского президента Б. Франклина я вижу в том, что главное — умение пользоваться финансовыми ресурсами». Звучит лучше.
    В любом случае за К1 1 балл, все верно, и проблема определена.
    2. Теоретические положения надо стараться максимально связать с проблемным высказыванием. То есть, перечисляя функции денег, можно было отметить, что «Франклин говорит именно о деньгах, как об эффективном средстве накопления».
    В любом случае, за теоретическую аргументацию 1 балл Вы точно получите. 2 вряд ли, так как аспект проблемы Вы увидели один — распоряжение деньгами и просто его обосновали.
    3. Тоже самое с К3. Ваша аргументация верна, но требование «Факты и примеры почерпнуты из различных источников» не думаю, что соблюдено. Данные смежных наук (литература, история) не используются. Пример с притчей мне кажется не очень актуальным (понятным).
    К тому же, Вы идете скорее от обратного — не от грамотного обращения с деньгами, а приводите примеры неграмотного. Тогда так и нужно было написать: «… иной аспект проблемы, поднятой Франклином, мне видится в том, что не все люди умеют грамотно обращаться с деньгами». И тогда Ваши примеры были бы корректны.
    Проще было изложить пару способов применить деньги (положить в банк, дождаться скидок в магазине перед приобретением товара — это могло бы быть иным аспектом проблемы — рациональное поведение потребителя, кстати).
    Думаю, К3 1 балл.
    Итого К1 — 1, К2 — 1, К3 — 1. Спасибо за добротное эссе. Главное мне видится сейчас в том, что Вы сумели последовательно соблюдать критерии. А «мясо аргументации» нарастить — дело практики.
    Иной взгляд на эту цитату с моим комментарием можете посмотреть на http://vk.com/topic-64177554_29397828
    Удачи Вам, практикуйтесь с нами, используйте наш расширенный видео-курс подготовки к ЕГЭ от эксперта http://egewin.ru/ege-win/

  5. Наталья

    Евгений Сергеевич, огромное спасибо за проверку эссе и за комментарии! Ваш сайт для меня просто находка. Хоть и следует учиться на чужих ошибках, на своих — мне всё-таки проще. Постараюсь учесть все замечания.
    Огромное спасибо за Ваши рекомендации и советы, очень здорово, что можно вот так дистанционно получить помощь от лучшего учителя России :)
    Среди сайтов с советами по написанию эссе ЕГЭ Ваш, на мой взгляд, самый понятный и подробный. Я действительно училась писать эссе именно по этой статье, что, наверное, было заметно :)
    Ещё раз большое спасибо Вам, Евгений Сергеевич, за доброжелательные замечания и проверку и всем людям, работающим на этом сайте.

  6. Юлия

    Здравствуйте! Это мое самое первое ЭССЕ, без каких либо объяснений учителя, просто своими силами и с помощью интернета. Помогите пожалуйста, укажите на проблемные места.

    36 » Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида»(Б.Г.Ананьев)
    Огромный простор для размышлений открывает высказывание великого деятеля психологии Б.Г.Ананьева. Смысл его высказывания я вижу в том , что изначально человек рождается индивидом, а личностью он становится по мере своего социального развития.
    В свою очередь я полностью согласна с высказыванием автора. Индивид-это отдельно взятая особь, отличающаяся по каким-либо признакам от других. То есть индивиду не присущи социальные характеристики. Он характеризуется лишь внешними признаками. Личность-это индивид, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, придающих ему независимый статус. С этим сложно не согласиться. Ведь личностью не рождаются, ей становятся, а значит личностные качества приобретаются в процессе социализации.
    Для меня настоящей исторической личностью является Александр Сергеевич Пушкин. Он внёс огромный вклад в развитие литературы, его произведения изучаются в школе, так же на них выросло и воспиталось не одно поколение.
    Но личность-это не обязательно известный человек всему миру. Такой личностью является мой прадедушка, прошедший Великую Отечественную Войну. Ведь он внес свой вклад в победу Советского народа.
    Таким образом, высказывание Б.Г.Ананьева справедливо . Действительно, личность наступает намного позже, чем индивид.

  7. Коцарь Евгений Post author

    Здравствуйте, Юлия, извините, что с опозданием, загруженность ((
    По делу. Для первого раза эссе нельзя назвать плохим, видно, что Вы старались соблюдать критерии проверки. Но, есть существенные недостатки.
    1. Не рекомендую повторяться с цитатой, особенно в терминах (индивид, личность). Обойдите их синонимами (человек, социальное существо).
    2. Страшнее то, что Вы не видите, к сожалению, ПРОБЛЕМУ, поднятую автором. Термин СОЦИАЛИЗАЦИЯ здесь ключевой, цитата об этом процессе! Но в Вашем эссе Вы его не раскрываете…
    Это точно повод для снижения балла за к2 (теория).
    3. Примеры очень расплывчаты. Хорошо, что Вы знаете, Пушкина, но с позиции смежного предмета (истории в данном случае, как я понимаю) можно было сказать о нем, как об историке («История Пугачевского бунта»), общественном деятеле (декабристы, Николай I).
    И о своем дедушке. Как он повлиял на Вас? Какой дал пример?
    На эссе не бывает мелочей, Ваш аргумент должен быть понятен. Мне, например, нет ((
    При доброжелательной к Вам проверке эксперты могли оценить эссе К1-1, К2-1, К3-1..
    Но, это лишь мое субъективное мнение! А здесь смотрите мое эссе по этому высказыванию http://egewin.ru/esse/ege-2015-esse.html
    Удачи Вам, Юлия, готовьтесь к эссе по обществознанию с нами на сайте!

  8. Алина

    «Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством». Дж. Кеннеди
    Выдающийся политик, тридцать пятый президент США, Джон Кеннеди в своем высказывании затрагивает проблему последствий военных конфликтов для всего человечества. Эта проблема является очень актуальной на сегодняшний день – во времена политических противостояний, нередких военных столкновений и развития средств массового поражения.
    Автор убеждает нас в необходимости прекращения военных конфликтов во избежание прекращения существования человечества. Я, так же, как и автор, считаю, что война, то есть применение силы для решения конфликта, может привести к губительным и необратимым последствиям для всего человечества. Что же такое конфликт, как таковой? Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Конфликты порождаются различного вида причинами (внешними, внутренними, материальными или идеальными), то есть обстоятельствами, предопределяющими его появление. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что конфликты и противоречия в обществе неизбежны. Вопрос лишь в способе их решения. В противовес войне необходимо использовать другие способы решения конфликта, такие как: компромиссы, переговоры. Иначе, действительно, человечество погубит само себя.
    Стоит привести пример гражданской войны на Украине, которая из-за невозможности мирного урегулирования уносит жизни людей и приводит в упадок всю страну. Также, если взять во внимание запасы оружия ядерных держав, то в случае мировой войны, человечество точно исчезнет с Земли.
    Подводя черту, я хочу сказать, что «война» сначала должна быть уничтожена на уровне человеческого сознания. И не в масштабах отдельных личностей, а в масштабах стран и государств, тогда человечество покончит с ней.

  9. Cофия

    «Смысл высказывания американского президента Б. Франклина» , — Бенджамин Франклин не был президентом США вообще. Никогда :)

    1. Коцарь Евгений Post author

      София. Так звучит задание:
      «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)

      Хотя в комментариях мы действительно проглядели, придав политическому деятелю статус президента. Спасибо за внимательность.

  10. Алина

    Здравствуйте! Это мое первое эссе. Буду очень благодарна за критику, хотя бы поверхностно и в общих чертах.
    Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни. Г. Форд

    В данном высказывании автор рассуждает на тему цели использования капитала, ради чего люди стараются заработать больше денег. Смысл данного высказывания в том, что накопление большого количества денег не может быть конечной целью, деньги — это всего лишь эквивалент, который можно обменять на необходимые материальные блага.

    Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, деньги могут принести пользу лишь в том случае, если они использованы рационально, в обмен на них получены нужные товары или услуги. Сама по себе денежная масса никакой ценности не несет.

    В доказательство своего мнения я приведу ряд аргументов. Определим сущность денег как ключевого понятия в данном высказывании. Деньги — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Одна из основных функций денег — средство обращения. Деньги выступают посредником в актах купли-продажи. Следовательно, с помощью денег люди имеют возможность приобрести товары, в которых нуждаются.
    Но если деньги по каким-то причинам невозможно обменять на материальные блага, они перестают приносить какую-либо пользу и теряют свою ценность.

    В истории России бывали тяжелые времена, когда полки в магазинах были пустые и , даже имея деньги, люди не могли обеспечить себя необходимыми товарами. Как справедливо заметил политический деятель США, Бенджамин Франклин: «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».

    Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Г. Форда. Главная польза денег заключается именно в том, что с их помощью можно улучшить условия и качество жизни. Именно эту цель и преследует большинство современных людей, устраивающихся на работу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *