Эссе на ЕГЭ по обществознанию 2016

Мы продолжаем анализировать итоги прошедшего ЕГЭ по обществознанию 2016 года, и в данной рубрике обратимся к одному из написанных выпускниками обществоведческому эссе. У нас есть возможность изучить, как его оценили эксперты, и вместе обсудить.

Эссе на ЕГЭ по обществознанию - это ТРИ критерия и 5 баллов!

Эссе на ЕГЭ по обществознанию — это ТРИ критерия и 5 баллов!

Немного об эссе на ЕГЭ

Итак, напомним, что эссе (задание 29) на ЕГЭ 2016 по обществознанию, как и ранее, давало 5 первичных баллов из 62 возможных, то есть почти 10 процентов общего результата, что, согласитесь, достаточно весомо.

Распределение баллов в разных частях ЕГЭ 2016 по обществознанию

Распределение баллов в разных частях ЕГЭ 2016 по обществознанию

Эссе — небольшое творческое сочинение-размышление, для выполнения которого выпускнику дается 5 цитат известных людей, из научной литературы, из различных областей гуманитарного знания. Вот, например, как они выглядели в одном из вариантов досрочного ЕГЭ 2016 года по обществознанию, опубликованного ФИПИ:

Задание 29 (обществоведческое эссе) на ЕГЭ 2016

Задание 29 (обществоведческое эссе) на ЕГЭ 2016

Как всегда, поднимаемые проблемы в данных цитатах, выглядят классически:

А вопросы, связанные с таким сложным понятием, как свобода, мы и вовсе разбирали в отдельном эссе.

По мнению составителей текстов заданий ЕГЭ по обществознанию — КИМов из нашего любимого ФИПИ, выпускник может затратить на выполнение данного задания примерно 45 минут:

Примерное время выполнения заданий на ЕГЭ по обществознанию согласно спецификации экзамена

Примерное время выполнения заданий на ЕГЭ по обществознанию согласно спецификации экзамена

Надеемся, что это без время, которое выпускник потратит на переписывание ответа в бланк ответов номер 2.

Эссе на ЕГЭ 2016

Теперь посмотрим на выполненное на ЕГЭ 2016 выпускником реальное эссе и его экспертную оценку. Вот разбалловка заданий части 2, которую выпускница, обратившаяся к нам за помощью в подготовке апелляции на оценку письменной части экзамена, получила:

Часть с развернутым ответом: (0(2)2(2)0(3)2(3)1(3)2(3)2(3)0(3)1(1)0(2)1(2))

Нас, в данном случае, интересуют последние три оценки — за три критерия задания 29 эссе. Напомним их:

Критерии проверки задания 29 эссе

Критерии проверки задания 29 эссе

То есть за первый ключевой критерий был получен 1 балл, что позволило претендовать на баллы за остальные два критерия. Напомним, что если за первый критерий эксперты выставляют 0, дальнейшие баллы получить нельзя. За теорию был получен 0, а за практические примеры 1 балл из двух возможных.

Теперь обратимся к этому реальному эссе, написанному выпускницей на ЕГЭ по обществознанию:

Реальное эссе с ЕГЭ 2016 по обществознанию

Реальное эссе с ЕГЭ 2016 по обществознанию

Реальное эссе с ЕГЭ 2016 по обществознанию

Реальное эссе с ЕГЭ 2016 по обществознанию

Проанализируем данное эссе:

Ваше эссе, на мой субъективный взгляд, проверено адекватно.

За Критерий 2 (теоретическая аргументация) действительно, нечего ставить. Цитата из области «Экономика», а вы ни слова не указываете ни о работнике, ни о потребителе, ни о факторах, влияющих на уровень его квалификации, ни об экономической полезности такого работника (квалифицированного), о котором идет речь в цитате. 

За Критерий 3 (фактические примеры) я бы вообще ничего не поставил. Пишете, что Чацкий – пример важности знаний и навыков, и совсем не аргументируете это утверждение? Он у Вас дальше применяет их, где важность совсем не видно… То, что Вы называете примером из жизни, им совсем не является. Очень размыто звучит то, что высшее образование (какое?) позволит Вам получать причинные деньги, приносить работодателю пользу. В мире миллион примеров обратного, и миллион, когда люди абсолютно без образования становились миллионерами. Но цитата не об этом, а о качестве работника, о том, почему ему нужно повышать квалификацию…

Ничего из этого у Вас, к сожалению, нет. Вы не указываете, и даже не видите проблемы цитаты, а это, конечно, прежде всего, не будет поводом для повышения Вам балла на апелляции!

И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов:

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (нет).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» — положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (да).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (да).

И действительно, эссе не получило на апелляции повышения в баллах, 2 из 5 возможных так и были оставлены!

А Вам для домашнего задания еще раз эта цитата, тренируйтесь на реальных примерах с ЕГЭ по обществознанию: «Чем большими знаниями и навыками будет располагать персонал, чем шире и глубже будет диапазон этих навыков — тем большими возможностями для действий будут располагать сотрудники, тем более качественными будут улучшения и обслуживание клиентов». (Р. Ханнам).

Попробуйте написать эссе по ней в комментариях к данному разбору или в топике нашей группы VK , посвященном эссе. И готовьтесь к написанию эссе на ЕГЭ 2017 по обществознанию вместе с нами!

Esse_VK

 

 

Поделись записью в социальных сетях >>>
One thought on “Эссе на ЕГЭ по обществознанию 2016
  1. сима

    Да уж. выпускнице надо было радоваться, что за такое примитивное эссе она получила 2 балла. Больше одного ничего не заслуживает/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *