Формы и разновидности культуры

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Культура и ее изучение – ОБЪЕКТ гуманитарной науки КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

Сразу скажем, что однозначно дать определение понятию культура очень сложно. Это настолько обширное понятие, что только научных определений в словарях, энциклопедиях насчитывают 200-300.


Запомним самое простое определение!

Культура – все то, что создано человеком, в отличие от природы.

Культура - вторая природа
Уже знакомый нам американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин, называл культуру  «надприродным явлением» (или «второй природой»). Фактически, культура – это основной отличительный признак человеческого общества. Только социум создает культуру!

Так как культура – невероятно обширное понятие, ее сфера охватывает все сферы ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека. Поэтому культуру обычно ассоциируют с ТВОРЧЕСТВОМ, ИСКУССТВОМ, ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ. Но это все УЗКИЙ смысл понимания данного термина.

Соответственно, выделяют массу проявлений, форм и разновидностей культуры. Какие из них основные? Самые важные Формы и разновидности культуры – МАТЕРИАЛЬНАЯ и ДУХОВНАЯ культура. Фактически, это результат двух основных видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека – создание материальных благ и духовное творчество. Человек создает как необходимые условия существования (это продукт ЭКОНОМИКИ,  прежде всего), так и результаты деятельности разума – идеи, теории, технологии, знания (это ДУХОВНАЯ сфера).

Необходимо отметить, что эти две формы неразрывно взаимосвязаны. Любой материальный продукт создается в результате творческого замысла. И обратно, любая идея воплощается в материальной форме.

Помним, что любой теоретический тезис нуждается в конкретном примере! Классическими и самыми простыми являются – книга (результат творчества писателя, ученого, воплощенный в бумажной материальной форме). Картина – творение эстетического вкуса художника без красок, кистей, холста невозможны.

Также, выделяют следующие РАЗНОВИДНОСТИ культуры:

По степени охвата (распространения):

  • НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.
  • МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Но основной массив заданий данной темы в формате ЕГЭ проверяется по направленности, ценностям, носителям культуры.
Это НАРОДНАЯ (ТРАДИЦИОННАЯ) культура, ЭЛИТАРНАЯ и МАССОВАЯ.

Культура

Для начала ассоциации! Народная культура – сказки, фольклор, любое устное народное творчество, ремесло. Элитарная культура – направлена на узкий круг специалистов в области искусства, например – балет, некоммерческое кино, абстрактная живопись. Массовая – наиболее распространенная сегодня, результат деятельности СМИ. Это реклама, коммерческий кинематограф, интернет.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА носит сельский характер, анонимна (не имеет авторства, продукт творчества всего народа) и является основой любой культуры. С чего начинается воспитание ребенка? Ему читают сказки, поют колыбельные.

Эта форма культуры стирается в городском пространстве, индустриальное и постиндустриальное общество формируют иные ценности, враждебные ей (прибыль, например). Вспомним о ВЕСТЕРНИЗАЦИИ – наступлении западной коммерческой культуры, угрожающей национальным традициям, языку. Поэтому, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА нуждается в защите ГОСУДАРСТВА.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ценности. ЭСТЕТИКА – наука о прекрасном. То есть элитарная культура – искусство в чистом виде. Она носит не коммерческий характер, не стремится к массовой аудитории. Поэтому зачастую непонятна обычным людям, подвергается огульной критике.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА сегодня наиболее активна, связана с развитием рыночных институтов, ее задача – коммерческий успех, прибыль. Она носит городской характер, тиражируется рекламой на радио, телевидении, интернетом. СМИ – ее проводник, без них она невозможна. Часто МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – инструмент пропаганды (социальной, политической), чему пример любой рекламный и агитационный плакат.

Массовая культура

Испанский культуролог Ортега-и-Гассет, отмечает, что МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ведёт к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию «массового человека», которым легче манипулировать. Продукты МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ стандартизируют культуру, понижают интеллектуальный уровень, стирают культурные особенности.

Однако мы помним, что любое сложное явление, которым является и МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, не могут нести только отрицательный характер. Например, в формате ЕГЭ может быть задан вопрос:

  • Чем полезна массовая культура для детей?

Отвечаем, связывая проявления массовой культуры с ее инструментами:

  1. Энциклопедии в интернете (конкретно, Википедия), позволяет быстро найти необходимую информацию для подготовки к уроку, сообщения.
  2. Просмотр познавательных каналов на телевидении (например, ВВС, Национальная География) позволяет расширить кругозор ребенка.
  3. Любая библиотека имеет сегодня электронный формат, позволяющий получить документы, книги не выходя из дома.

А теперь подумайте, каковы могут быть отрицательные последствия воздействия продуктов массовой культуры для детей? Ответы обсуждаются в комментариях здесь или в группе  VK

И последнее. В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, приводим КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:

  • В вечернем эфире телеканала ОРТ (массовая) транслируется балетная постановка (элитарная), основанная на сюжете народной сказки (народная).

Таким образом, мы сегодня проработали тему Формы и разновидности культуры. Мы определили термин культура, охарактеризовали народную, элитарную и массовую культуры, их проблемы и взаимодействие.

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Поделись записью в социальных сетях >>>
9 thoughts on “Формы и разновидности культуры
  1. Алиса

    1.Замена истинных ценностей ложными
    2.Не всегда достоверная информация искажает представление об окружающем реальном мире.
    3. Замедляет процесс формирования индивидуальности.
    4.Масса лишней и не нужной информации, которая в свою очередь мешает ребёнку концентрироваться на обучении.

  2. Коцарь Евгений Post author

    Алиса, спасибо за ответы.
    Они в целом правильны. Можно также добавить немного конкретики. Дело в том, что часть С проверяют эксперты, поэтому возможность субъективной оценки достаточно велика. Поэтому примеры должны быть максимально наглядны и понятны.
    Кроме того, свое суждение следует немного «разворачивать», оно не должно быть односложным, так как появляется возможность трактовать его по-разному.
    Например, просто идем через каналы массовой культуры. Итак:
    1) Чрезмерно долгое время, проведенное в интернете, у монитора, может отрицательно сказаться на его зрении, нанести вред здоровью.
    2) Просмотр многих телевизионных программ на популярных каналах могут сформировать в ребенке жестокость, так как демонстрируются сцены насилия.

  3. Алиса

    спасибо за совет.

  4. Екатерина

    Здравствуйте,я не могу скачать бесплатный курс,ссылка заблокирована

  5. Екатерина

    Спасибо,все есть. Скажите,хватит ли мне мини курса и того,что есть на сайте,чтобы получить 50 баллов или даже больше ?

    1. Коцарь Евгений Post author

      В зависимости от ваших нынешних знаний. На нашем сайте выложен достаточный объем материала для решения Вашей задачи.

  6. Анна

    Здравствуйте. Меня заинтересовал курс,но мне бы хотелось получить бесплатную версию для ознакомления. Это возможно?

    1. Коцарь Евгений Post author

      Анна, да это будет возможно в ближайшее время (1-2 дня), возникли технические проблемы. Благодарим за понимание и за интерес к курсу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *