Институты общества.

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Основные институты общества.

Здравствуйте, продолжаем разбирать вводные темы.

   Начнем нашу работу с разбора текста. Это задания 21-24 теста ЕГЭ по обществознанию. Первые два задания (21, 22) здесь базового уровня, проверяют умение найти заданную информацию в тексте, фактически это простой контекстный поиск. Следующие два (23, 24) – высокого уровня, здесь, как правило, необходимо не только найти информацию в тексте, но и проиллюстрировать примерами из курса.

В общем, работа с текстом позволяет набрать целых 10 первичных баллов на ЕГЭ, шестая часть всей нашей оценки. Поэтому регулярно работать с текстами крайне важно!

Образование в обществе.

   Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?…

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением не аристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н. Смелзер.

Оглавление 21 -24

21.  C какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

22. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

23. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальные институты (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

24. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Итак, для начала бегло просмотрели текст.

Постарались понять, о чем он? Да, проанализировано развитие ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ. Сразу вспомним понятие

институт – важнейшие социальные группы, виды отношений или учреждения, исторически воспроизводящиеся в любом обществе и выполняющие необходимые для него функции!

Автор текста – американский социолог Нейл Смелзер. Теперь рассмотрим все четыре вопроса, попытаемся понять, о чем нас будут спрашивать.

Нейл Смелзер

Нейл Смелзер (род. 1930) – выдающийся американский социолог, один из создателей экономической социологии в качестве полноценной социологической дисциплины. В России в 1994 году была издана «Социология» Смелзера, которая долгое время была единственным переводным учебником по социологии и пользовалась огромной популярностью.

Теперь приступим.

21. С какими тремя ИЗМЕНЕНИЯМИ в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования? Смелзер говорит о ПЕРЕМЕНАХ В РАЗВИТИИ образования. По контексту находим:

  • демократическая революция;
  • промышленная революция;
  • развитие самого института образования.

Также облегчило поиск здесь то, что каждая новая мысль начиналась с нового абзаца. Оглавление 21 -24

22. В тексте упомянуты или охарактеризованы три ЗАДАЧИ, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

Снова ищем синонимы:

«Реформаторов образования в США волновала проблема… повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании».

Казалось бы, мы видим одну проблему, однако их три:

  • повышение грамотности будущих избирателей;
  • осведомленность избирателей в социальных вопросах;
  • способность принимать разумное решение при голосовании.

Также в следующем абзаце видим:

«Развитие промышленности в широких масштабах ПОТРЕБОВАЛО расширения системы образования ДЛЯ… подготовки квалифицированных работников».

Следовательно, еще один ответ: 

  • подготовка квалифицированных работников.

Как видим, ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими не следует пренебрегать. Это своеобразная подстраховка от возможной не зачтенной при проверке неправильной формулировке. Кроме того, мы научились разделять ответы, спрятанные в одном предложении. Заметьте, если бы мы первые три ответа здесь соединили в один, нам бы не хватило требуемых. Оглавление 21 -24

23. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, 1) назовите любые четыре социальные институты (помимо института образования). 2) Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

Быстро вспомнили по одному институту из каждой сферы, а заодно повторили прошлую тему. Допустим:

Далее, не теряем вторую часть вопроса. Это самая, как ни странно, распространенная ошибка в части 2.  Для удобства можно в тексте задания отмечать: 1) 2).

Здесь также применим контекстный поиск. «Какие две особенности социальных ГРУПП…

«Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют ГРУППУ, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства». Выделяем:

  • объединение общими законными интересами;
  • предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Оглавление 21 -24

24. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». 1) Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? 2) С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и 3) назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Не теряем фрагменты вопроса. Здесь их три, сразу выделили их для себя в тексте задания!

1) Итак, понятие, характеризующее движение человека к «успеху в жизни». Вспоминаем, Смелзер – социолог, применяет термины из области социологии. Движение индивида по социальной лестнице в социологии – мобильность. Она бывает вертикальной и горизонтальной. «Успех в жизни» – это, явно, вертикальное направление вверх. Такая мобильность (например, высшее образование позволяет получить престижную работу), называется вертикальная восходящая.

2) Функция образования, позволяющая достичь «успеха в жизни», то есть повысить свой статус (положение в обществе). Этот термин – лифт (канал) мобильности. Теория социальной мобильности разработана нашим великим соотечественником Питиримом Сорокиным.

Сорокин Питирим институты общества

Структура каналов социальной мобильности от Питирима Сорокина.

3) Два других института, выполняющих функцию лифта? По П. Сорокину, наиболее «быстрыми» лифтами являются армия, церковь и образование. Хотя, возможны ответы – предпринимательство (бизнес), политическая партия, государственная служба и другие.

Итак, наш ответ на задание 24:

  • понятие – восходящая вертикальная социальная мобильность;
  • термин – социальный лифт (канал);
  • два других института – армия и церковь.

Обратим внимание на то, что формулировки ответа следует записывать, максимально соотнося с вопросом, не запутывая проверяющего. Оглавление 21 -24

Подробнее об основных понятиях социологии и о социальной мобильности смотри в теме «Социальная стратификация».


Таким образом, ПОДВЕДЕМ ИТОГ! Мы сегодня узнали, что социальные институты:

      1. динамично меняются ввиду потребностей общества
      2. выполняют важные социальные функции (например, лифта или канала мобильности)
      3. приводят к образованию вокруг себя социальных групп

Мы узнали некоторых классиков современной социологии (Смелзер, Сорокин) и некоторые идеи их теорий.


Мы определили правила работы с ключевым для успешной сдачи ЕГЭ блока заданий Оглавление 21 -24 (работа с обществоведческим текстом):

А) применяем контекстный поиск, ищем синонимы формулировок задания в тексте

Б) ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими не следует пренебрегать

В) при необходимости мы разделяем ответы (ищем разные идеи), спрятанные в одном предложении

Г) новая мысль текста, как правило, начинается с нового абзаца

Д) не теряем вопросов в составных заданиях из нескольких вопросов, выделяем их для себя

Е) формулировки ответа следует записывать, максимально соотнося с вопросом, не запутывая проверяющего.


Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Поделись записью в социальных сетях >>>
6 thoughts on “Институты общества.
  1. Гранд на обучение за рубежом

    Вот опять с утра я согрешил — безвинного клопа в клозете удавил.

  2. Элина

    1) назовите любые четыре социальные институты (помимо института образования).
    ваш ответ (церковь, рынок, семья, государство).
    почему? ведь в вопросе спрашивалось о Социальных институтах, а у вас перечислены и Экономические и Политические и Духовные институты.
    чего я не понимаю?

    1. Коцарь Евгений Post author

      Элина, определение из нашего словаря с сайта http://egewin.ru/slovar-po-obshhestvoznaniyu/slovar-b..
      Институты (социальные) – важнейшие социальные группы, виды отношений или учреждения, воспроизводящиеся в любом историческом обществе и выполняющие необходимые для него функции.
      Имеются ввиду здесь вообще любые институты, а не институты социальной сферы, читайте внимательно вопрос.

  3. катерина

    в номере 22, вы разбили одну задачу на 3 и это не зачли на мониторинге, все эти три задачи объединяться в одну и в итоге за задание ты получаешь один балл.

    1. Коцарь Евгений Post author

      Это говорит о качестве проверки, не более. В этом тексте, если не разбивать цитату «Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…».. просто нет искомых трех ответов.

  4. Академик Миша Горшков

    «Социальные институты – это организации и группы, в которых протекает жизнедеятельность членов сообщества и которые, в то же время, выполняют функции организации и управления этой жизнедеятельностью» [Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований http://www.jsr.su/dic/S.html%5D.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *