Задания ЕГЭ по обществознанию 2014

Как известно, отрицательный результат тоже является результатом. И причины провала значительного числа школьников России на ЕГЭ по обществознанию 2014 следует серьезно изучить. Давайте посмотрим на имеющиеся в нашем распоряжении задания ЕГЭ 2014 года и на то, как их решали выпускники.
Мы уже разбирали первые результаты ЕГЭ 2014 по обществознанию. Напомним, что на фоне общего провала среднего балла практически по всем предметам ЕГЭ, средний тестовый балл по обществознанию снизился сразу на 7 баллов по сравнению с 2013 годом — 53, 1 против 60,1 (более чем на 10%).

Вариантов ЕГЭ 2014 еще нет в широком доступе

Ждем результаты ЕГЭ по обществознанию

Кроме вариантов досрочного этапа ЕГЭ 2014, опубликованных Рособрнадзором, остальные варианты основной волны ЕГЭ 2014 еще не доступны. Но, об уровне части заданий части С мы можем судить. Дело в том, что новшеством кампании ЕГЭ 2014 стала возможность выпускника получить вместе с результатами экзамена сканированный вариант своей части С. Это позволило выпускникам, сравнив свой ответ и свои баллы за каждое задание части С, более осознанно апеллировать на результаты ЕГЭ.

Задания ЕГЭ по обществознанию аппеляция

Результат ЕГЭ по обществознанию 2014

Например, Вы получаете свой результат в данном виде. Итоговый балл, в данном случае 62, является результатом перевода из первичного, суммированного за все части (А+В+С) по особой шкале. Выпускники многих регионов России к тому же получили специальным образом оформленные результаты части С, которые были проверены экспертами ЕГЭ, и которые являются предметом для апелляции на ЕГЭ.

Например, подписчик нашей группы VK Екатерина Петрова (Уксуменко) http://vk.com/e.petrova95 из Хабаровска.

Задания ЕГЭ по обществознанию подробно

Подробности выполнения С части ЕГЭ по обществознанию

Решенный тест ЕГЭ по обществознанию

Один из тестов наших абитуриентов лист 1

Решенный тест ЕГЭ по обществознанию

Один из тестов наших абитуриентов лист 2

Решенный тест ЕГЭ по обществознанию

Один из тестов наших абитуриентов лист 3

Мы уже отмечали, что для выпускников многих регионов страны такая опция, как получение сканированной части С, была, к сожалению, недоступна. Конечно, это вызывает серьезные вопросы к организаторам ЕГЭ, так как очевидно, что выпускники разных регионов страны были изначально поставлены в неравные условия. Согласитесь, гораздо проще отстаивать свои баллы на апелляции, уже имея свои записи ответа с экзамена на руках, чем пытаясь вспомнить, что написал, тем более, в стрессовой ситуации ЕГЭ.

Впрочем, общение с пользователями нашей группы VK показало, что шансов добиться повышения баллов на самой апелляции было не много.

ЕГЭ по обществознанию аппеляция

Голосование в гуппе vk.com/egewin на тему апелляции ЕГЭ

Как мы видим, менее четверти ответивших на вопрос об итогах апелляции выпускников отметили, что сумели «отвоевать» баллы, в одном случае они были даже пересмотрены в худшую сторону (да, на апелляции эксперты имеют такое право). Поэтому, решение о подаче апелляции на результаты ЕГЭ следует принимать очень взвешено, здраво оценивая написанное Вами на экзамене.

В этом случае необходима рекомендация эксперта, и многие подписчики нашей группы VK воспользовались этой уникальной возможностью.

Рекомендации эксперта о необходимости апелляции

Рассмотрим несколько проведенных нами онлайн консультаций для выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию 2014 года. Сразу отметим, что общей тенденцией проверки части С 2014 года, которую отметило большинство выпускников, была очень жесткая и придирчивая проверка. «Цеплялись», что называется, к каждому слову… ЕГЭ ужесточается по всем направлениям, и принцип «в пользу выпускника» при прочих равных уже не действует.

ЕГЭ по обществознанию общение в группе

Теперь посмотрим, какие задания ЕГЭ по обществознанию 2014 и баллы за их проверку экспертами вызвали вопросы у выпускников.

ЕГЭ по обществознанию вернуть баллы

Проанализируем задание С5.

ЕГЭ по обществознанию вернуть баллы С5

Отметим, что эксперты абсолютно верно оценили ответ выпускника. Источник права — это действительно внешняя форма его выражения, но.. он не обязательно выражен в документальной форме. Например, правовой обычай может и не быть формализован.  В то же время, при проверке «в пользу выпускника» можно было и «закрыть глаза» на данный недочет. «Кровная месть между племенами» звучит тоже не очень… хотя, по сути все верно, вспомним «Русскую Правду» Ярослава Мудрого, и наличие там кровной мести. Пример очень жесткой проверки.

2 балла из 3х возможных.

Посмотрим на задание С6. Чем отличается удовлетворение потребностей человека от удовлетворения потребностей животного. Приведите два примера, показывающие отличие удовлетворения человеческих потребностей от животных.

С6 ЕГЭ по обществознанию

С6. Чем отличается удовлетворение потребностей человека от удовлетворения потребностей животного.

Обратите внимание, что выпускница верно оформляет перенос на следующую сторону бланка записью СМ. НА ОБОРОТЕ.

С6 ЕГЭ по обществознание правильная работа с текстом

правильная работа с текстом и переносами

Здесь, конечно, даже тяжело придумать, к чему можно придраться. Разве к тому, что не написано главное отличие — целеполагательный характер деятельности человека. Снова проверено достаточно жестко, эксперты выставили 2 балла из 3х возможных.

Следующий вопрос у выпускницы возник по заданию С8. Сложный план «Общество как система». Казалось бы, куда уж проще. Но, мы, да и Рособрнадзор, уже отмечали фактор волнения и стрессовой ситуации на экзамене, с которой многие выпускники 2014 года на ЕГЭ не справились.

Вот самый простой пример такого плана. Просто вспомнили, что система общества состоит из сфер (подсистем), они, в свою очередь состоят из институтов, и объединяют их в единое целое (систему) общественные отношения. А, основными признаками системы является целостность, динамичность и самоорганизация. Начнем, как уже не раз упоминалось в наших рекомендациях по написанию сложного плана (а он двухсоставный: 1. ОБЩЕСТВО, 2. СИСТЕМА), с понятия, которое шире. Шире система, так как есть и иные системы, кроме общества, природа, например.

1. Понятие «система».

2. Подсистемы общества:

— экономическая

— политическая

— социальная

— духовная

3. Важнейшие общественные институты:

— производство

— государство

— семья

— образование

4. Признаки общества как системы:

— целостность

— динамичность

— самоорганизация

Мы привели по одному институту для каждой сферы, охарактеризовав их как «важнейшие» (кто с этим поспорит?). И подстраховались четвертым пунктом, хотя просят три.

Теперь посмотрим на ответ выпускницы.

С6 ЕГЭ по обществознание ответ

План ЕГЭ по обществознание ответ

План ЕГЭ по обществознанию

Сразу возникает вопрос, зачем нужно было давать определение в 1 пункте? Оно по сути задания совершенно не нужно, сразу настораживает эксперта, у него возникают сомнения в некомпетентности выпускника.

Во втором пункте взаимодействие с природой не характеризует систему, это фактическая ошибка, повод для снижения балла. Пункты 4 и 5 вообще не нужны в данном плане. Мое мнение, хорошо, что еще 1 балл выпускник получил за это задание. 1 балл из 3х возможных.

И еще одна «жалоба» на жесткость проверки сложного плана. Анастасия Наумова http://vk.com/id53247971

Жалоба на проверку сложного плана

Жалоба на проверку сложного плана ЕГЭ по обществознанию

Участники процесса

Схема участников гражданского процесса

Действительно, не видно третьей стороны гражданского процесса — государство, его представители и третьи лица.

Кроме того, не дано понимание этапов рассмотрения гражданских исков, а в этом заключается суть плана, именно на этот вопрос выпускник должен был дать ответ:

• подготовительная
• рассмотрение дела по существу
• судебные требования и заключения прокурора
• постановление о оглашение решения суда.

Но, снова вмешивается волнение и растерянность, как видно из этого сообщения.

Техническая апелляция на часть В

Новшество этого года на ЕГЭ по обществознанию — это возможность технической апелляции на задания части В. Нам стали известны подробности разбора только одной из таких апелляций, о которой рассказала подписчица группы VK Жар Птица http://vk.com/id209908236

Задание В4 выглядело так:

В приведенном ниже списке укажите характерные черты эмпирического уровня научного познания.

1) проведение эксперимента
2) проведение наблюдений
3) фиксация результатов наблюдений в схемах и таблицах
4) сбор и первичное обобщение фактов
5) объяснение полученных данных с помощью законов
6) выдвижение и обоснование гипотез

Безусловно, верны ответы 1, 2 и 4. Спорен вариант 3. Фиксация в схемах и таблицах, конечно, ближе к теоретической обработке собранной информации.

Техническая апелляция на часть В

Обращение в конфликтную комиссию

Что происходило дальше на этой самой «апелляции», без комментариев.

Техническая апелляция на часть В результаты

Как проходила апелляция в комиссии

Результат анализа заданий ЕГЭ 2014 года

Итак, мы сегодня:

1. рассмотрели ряд заданий части С, которые были проверены нами в рамках подготовки к апелляции подписчиков группы VK.

2. пришли к выводу, что проверка части С экспертами ЕГЭ в этом году проводилась далеко не в рамках привычного для ЕГЭ по обществознанию прошлых лет принципа «в пользу выпускника» в спорных ситуациях.

3. определили, что причина ряда погрешностей, помарок и неточностей выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию 2014 года, это волнение и растерянность на экзамене, стресс.

4. выявили несколько технических новшеств ЕГЭ по обществознанию 2014 года — возможность технической апелляции на задания части В, возможность получения сканированных бланков ответов части С выпускниками ряда регионов страны.

К ЕГЭ 2015 года, как Вы понимаете, нужно начинать готовиться ПРЯМО СЕЙЧАС, ведь Вы не хотите потерять необходимые Вам для поступления баллы из-за стресса (в него системно готовящийся выпускник, уверен, не попадет), субъективности проверки (писать часть С нужно так, чтобы ни один эксперт не мог придраться!).

Мы продолжим наш предварительный анализ результатов ЕГЭ по обществознанию 2014 года в наших следующих материалах, посвященных текстам С1-С4, встретившимся на экзамене этого года и эссе, которые были написаны на ЕГЭ 2014.

Удачи Вам, начните готовьтесь к ЕГЭ 2015 по обществознанию сегодня, чтобы не потерять завтра!

Кстати, апелляция, грамотно подготовленная с помощью консультации эксперта ЕГЭ, может позволить получить Вам важный для поступления балл!

Поделись записью в социальных сетях >>>
2 thoughts on “Задания ЕГЭ по обществознанию 2014
  1. Елена

    Как мы с дочерью подавали на апелляцию по обществознанию и истории

    Ну, во-первых, проверяющий очень придирчив, там, где есть ошибки и недочеты, — он их не пропустит. Во всех спорных места (а в обществознании и истории их предостаточно) обязательно посчитает в «минус» а не в «плюс» все, что можно. И, сверх того, снимет еще два-три-четыре первичных балла непонятно за что. Скорее всего, за то, что экзаменатор читал другой учебник, нежели экзаменующийся. Усталому экзаменатору, конечно же, сложно учитывать, что на тот или иной поставленный вопрос возможны другие (логичные и корректные) варианты ответа. Это понятно. И в конце-концов не ему же жить с этими результатами ЕГЭ!
    Далее. Для тех, кто идет в апелляционную комиссию с целью встретить сочувствие и понимание, желание объяснить: он сильно ошибается. Причем поймет он это не сразу (а минут через пять-десять разговора). Не расслабляйтесь! Господа! Люди, которые сидят в этих комиссиях владеют техникой работы с сознанием: они умеют правильно давить. Их цель не в том, чтобы попытаться разобраться, удостовериться, не допустил ли их коллега ошибку, а в том, чтобы доказать (вам), что выставленные баллы являются правильными.
    И для достижения этой цели, они будут использовать все. Они могут повторять десять раз одно и то же, отрицать очевидные вещи, представлять одну из возможных точек зрения, как единственно верную. /Из запомнившегося мне: историк, глядя мне в глаза, говорит, что Борису Годунову было не важно доказать легитимность своей власти, законность своей преемственности от прошлых государей. Ну вот он на машине времени слетал, и все видел, как оно было!/
    И все это в огромном темпе вываливается на тебя! Наверное, имеет смысл пойти на апелляцию с диктофоном: прослушать потом все эти перлы софистики.
    Тем, кто намеревается на апелляции попробовать выпросить один-два балла, скажу: они страдают ерундой.
    Тем, кто идет, чтобы просто разобраться в своей работе, понять свои ошибки: возможно, это стоит делать (ошибки объяснят). Но с другой стороны, если тебе указали на ошибку, нет стопроцентной гарантии, что там ошибка.
    На апелляцию стоит идти, если ты действительно хорошо знаешь, и уверен в своей правоте. Вот именно уверен! В конце-концов, их целью является именно переубедить тебя (ну, или запутать, тоже пойдет).
    Учителя в школе советовали давить на жалость, просить. Это полная чушь! Откуда они это взяли? Или им специально спускают дезу?
    Удивила вот такая рекомендация, почерпнутая из Интернета: «Тактика ведения переговоров у школьников строится на принципе угодливого достоинства. Главное – вовремя улыбнуться, продемонстрировать вдумчивость, уважительно поблагодарить за разъяснения, аккуратно, сосредоточенно, аргументировано с некоторыми из них не согласиться и, если ничто не поможет, извиняясь, ретироваться».
    Нет, кричать и сквернословить точно не надо! Но на психологическое давление можно ответить только психологическим давлением (если вы это потянете, и сработает это только в том случае, если ошибки действительно нет).
    А теперь самое интересное: два человека, с которыми вы встречаетесь лицом к лицу, на самом деле (de facto) не имеют права поднять вам балл. Если вы оказались в состоянии обработать двух опытных профессионалов и их защита начала давать трещину, — появляется третий. Он может изменить ваш результат на один первичный балл (и что самое интересное, этот первичный балл воплотился только в один вторичный). Дальше мы не прошли. Хотя, возможно, пути и существуют. Но они сражались так яростно, что не трудно было догадаться, что от этого зависит их зарплата.
    Что видела, о том пишу. Опыт прошлого года.
    Леденева Елена Владимировна, канд. филос. наук, доцент каф истории и философии.

    1. Коцарь Евгений Post author

      Елена Владимировна, очень интересный рассказ. Статистика свидетельствует, что лишь 10% апелляций на ЕГЭ удовлетворяется в пользу выпускника (поступающего). Но, у нас есть успешный опыт помощи при подготовке к результативной апелляции. К ней, действительно, стоит прямо профессионально готовить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *