Задания ЕГЭ 2015 по обществознанию решения и ответы

Каждое пройденное испытание добавляет в нашу жизнь серьезный опыт. Он может быть удачным или нет, но он остается с нами, помогая преодолевать дальнейшие препятствия. Опыт каждой кампании ЕГЭ бесценен. Посмотрим на задания ЕГЭ 2015 года с прицелом на подготовку к ЕГЭ 2016.

Отказываемся от тестовой части

Как стало известно, в ряде предметов, в том числе и по обществознанию, тестовая часть (часть 1) отменяется на ЕГЭ 2016 года. Поэтому мы решили проанализировать работу одного из пользователей нашего расширенного курса по всем темам кодификатора ЕГЭ. А именно, те задания части 2 (письменной в ЕГЭ 2015 года), которые оказались в нашем распоряжении.

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Дело в том, что пользователи нашего курса имеют возможность БЕСПЛАТНО получить от эксперта ЕГЭ рекомендации при подготовке к апелляции на результат ЕГЭ. Этой возможностью воспользовался наш подписчик из Новосибирска Светлана Симоненко:

Прошу вас посмотреть работу моей дочери. Можно ли что-нибудь попробовать получить дополнительно во второй части. В первой у нее 33 из 35 баллов, а вот во второй только 16 из 27, всего 74 тестовых балла.

Разбалловка выполнения письменной части на ЕГЭ по обществознанию 2015

Разбалловка выполнения письменной части на ЕГЭ по обществознанию 2015

Нужно отметить, что это и есть средний тестовый (вторичный) балл, который показывают абитуриенты, пользующиеся нашим видео-курсом при подготовке к ЕГЭ. Отметим, что этот балл на 16 баллов ВЫШЕ среднероссийского показателя, который в 2015 году составил 58,6 на ЕГЭ по обществознанию.

Анализируем задания ЕГЭ 2015 по обществознанию

Далее, мы получили от нашего подписчика сканированные бланки выполнения письменных заданий. Давайте их проанализируем. Полностью мы это сделать не сможем, к сожалению, так как мы не имеем текста, к которому давались задания 28-31. Пришлось полагаться здесь на логику.

Выполнение заданий письменной части ЕГЭ. Бланк 1

Выполнение заданий письменной части ЕГЭ. Бланк 1

28 вопрос: отличия частного и публичного права.

29 вопрос: три принципа публичного права + назовите еще один принцип, не названный в тексте.

Экспертное мнение:

28. За это задание выпускник получил 1 балл из двух возможных. Написано все верно, по тексту прямых ошибок нет. Возможно (?) из текста нужно было найти еще одно отличие? В общем, либо потеряна часть вопроса (ответа) либо можно апеллировать.

 29. За это задание выпускник получил 0 баллов из двух возможных. Пункты 2 и 3 в ответе противоречат друг-другу. Особенно пункт 2 выглядит ошибкой, так как, конечно, не только уголовное преследование правонарушителя будет за нарушение норм публичного права.

Вот например, что могло быть верным. Для публичного права характерны:

  • одностороннее волеизъявление;
  • субординация субъектов и правовых актов;
  • преобладание императивных норм;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Нет смысла здесь апеллировать.

 30. Нет вопроса, не смогу дать ответ.

Посмотрим следующие ответы абитуриента:

Выполнение заданий письменной части ЕГЭ. Бланк 1

Выполнение заданий письменной части ЕГЭ. Бланк 1

Экспертное мнение:

32. За это задание (теоретическое, на знание определений и терминов) выпускник получил 2 балла из трех возможных. Ошибка видится в определении. Например, в натуральном хозяйстве деятельность крестьянина на земле не направлена на получение дохода, а только на удовлетворение своих потребностей.

А факторы производства это то, без чего по Смиту невозможна никакая экономика. Скорее всего, этот элемент ответа не зачли. Например, в своем словаре я даю следующее определение:

 Фактор производства – ресурс, используемый субъектом экономических отношений для создания продукта и получения дохода.

3_3_Factory_proizv_3

33. семья как социальный институт и три примера (примеров конкретных у дочери в ответе нет, так что тут похоже ничего не сделаешь).

Экспертное мнение:

33. За это задание выпускник получил 1 балл из трех возможных. Нет конкретных примеров. Нет смысла здесь апеллировать. Здесь можно еще и потерять балл при перепроверке (а перепроверять будут ВСЮ часть 2 если будете апеллировать!!!).

Выполнение заданий письменной части ЕГЭ. Бланк 2

Выполнение заданий письменной части ЕГЭ. Бланк 2

35. Сложный план по теме «Государство как основной институт политической системы». За это задание выпускник получил 1 балл из трех возможных.

Экспертное мнение: 

Как эксперт бы поставил за этот ответ 1 балл (а не 2, как поставили). По отдельности определены два элемента (политическая система и государство), но они не увязаны между собой, что подразумевает вопрос. Его смысл, если перефразировать, будет таким: ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ИНСТИТУТОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ?

Построил бы план так:

1. Понятие «политическая система»  

2. Подсистемы политической системы:

— институциональная (организационная)

— нормативная

— коммуникативная

— культурно-идеологическая

3. Институты организационной подсистемы:

— государство

— партии

— армия 

— церковь

4. Государство как основной институт политической системы:

монопольное право на издание законов

монопольное право на применение легального насилия

монопольное право на эмиссию и сбор налогов

Вот здесь было бы видно, почему это «ядро» системы.

Нет смысла здесь апеллировать.

Анализ эссе написанного на ЕГЭ 2015

И последнее, самое сложное задание письменной части (36) — обществоведческое эссе. Выпускник писал его по теме из области «Экономика», высказывание Генри Форда:

«Высшее назначение капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни».

За каждый из тех критериев получено по 1 баллу, таким образом, не до получено в критериях 2 и 3 по 1 баллу, в общем 3 из 5 возможных.

критерии проверки

Эссе на ЕГЭ 2015

Эссе на ЕГЭ 2015

Anya6

Экспертное мнение:

В к2 теоретическая аргументация. Сказал бы, что не верно выбран основной аспект проблемы. А именно, это все же социальная функция бизнеса (в цитате «.. улучшение жизни»). То есть заработанные средства, прибыль, должна идти не только на дальнейшее вложение в бизнес (о чем все эссе выпускника), но и на (в первую очередь!!!), на улучшение жизни людей!

Исходя из этого и снижен балл, как мне кажется.

И это тянет за собой снижение в к3. Да, приведены примеры из истории (с натяжкой, кстати, конкретики там почти нет…) – Форд, Apple; социальной действительности, личного опыта. Но… просились примеры о том, что компьютеры Apple ускоряют жизнь человека, помогают ему быть на связи и пользоваться ресурсами сети в лобой необходимый момент, развивать экономику…

Что Т-модель автомобиля Форда сделала автомобиль «не роскошью, а средством передвижения», благодаря своей дешевизне и доступности.. сделала американцев самой мобильной нацией мира. В общем, все в русле этого аспекта.

Итак, здесь мое мнение сугубо субъективно, надеюсь вы это понимаете. Формально (в рамках увиденного выпускником аспекта, все критерии выполнены). Реально, могут даже возникнуть вопросы (!!!) о том, что смысл цитаты раскрыт не верно (а это сразу 0 баллов за к1 и за все эссе).

Ну и фрагмент из рекомендаций ФИПИ по оцениванию этого задания:

Основания для более высокого балла. 

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
  2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (есть).
  3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (есть).
  4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (есть).
  5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (думаю, скорее нет).

 Основания для более низкого балла.

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
  2. Содержится много «информационного шума» — положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (нет).
  3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (нет).

В общем, если Вы готовы рискнуть, можно попробовать отстоять 1 балл за КРИТЕРИЙ 3. Так как положенный набор аргументов выполнен.

В итоге, можно попробовать отстоять по 1 баллу в заданиях 28 и 36. При этом, можно потерять 1 балл в заданиях 35 и до 3-х в задании 36. Еще раз, это мое субъективное экспертное мнение!

Таковы были наши экспертные рекомендации по подготовке к апелляции на ЕГЭ по обществознанию 2015. Ну и что в итоге? Выпускник и его родители решили не рисковать…

Евгений, добрый день. В результате раздумий решили не подавать на апелляцию и остались с 74 баллами. Спасибо вам за курс, он очень помог в подготовке большей части предмета.

Действительно, иногда лучше синица в руках…

Больше заданий ЕГЭ 2015 здесь!

Поделись записью в социальных сетях >>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *