ЕГЭ по обществознанию часть С 2014

Вы еще не пользуетесь рекомендациями ФИПИ для экспертов ЕГЭ, проверяющих часть С ЕГЭ по обществознанию? Чтобы получить высокий балл в ЕГЭ по обществознанию 2014, мы рекомендуем внимательно ознакомиться с данным документом. Сделаем это вместе.

Егэ по обществознанию часть С 2014

Егэ по обществознанию часть С 2014

О структуре части С ЕГЭ по обществознанию 2014 мы уже говорили ранее. На фото — работа экспертов ЕГЭ. Часть С проверяется что называется «вручную». Без компьютеризированной проверки, как части А и В. Что это означает? Изрядную долю субъективизма, конечно, в первую очередь. Каждый эксперт видит работу выпускника по своему. И это нормально. Конечно, пока не превращается в повод для придирки и необъективность.

Процедура проверки части С содержит «защитные механизмы» против субъективности. Так, эксперты получают так называемые «эталоны ответов», разработанные ФИПИ для каждого задания. Но, часть С — это творчество выпускника, которое далеко не всегда укладывается в «прокрустово ложе» предлагаемого искомого ответа. Поэтому, в «МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ»  указано:

Для оценки правильности и полноты ответов разработаны специальные критерии. В критериях предлагаются возможные формулировки ответов или даются общие подходы, «ключи» к оценке ответов экзаменуемых. Вместе с этим указывается, что допускаются иные, отличные от данных в критериях, формулировки, не искажающие смысл правильного ответа.

Кроме того, одну работу проверяют 2 эксперта. При несовпадении экспертной оценки за часть С работы выпускника в 1 балл работу будет проверять еще 1 эксперт. Да и сами рекомендации (на 150 страницах, между прочим), казалось бы, фиксируют все возможные спорные моменты, оговаривают и регулируют их. Предлагаю проверить, так ли это, как обычно, на «живых» примерах реальных работ подписчиков нашей группы VK и примеров из проверки части С ЕГЭ по обществознанию 2013, также представленной ФИПИ для экспертов на своем сайте.

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

Разбор реальной части С с методическими рекомендациями для экспертов

Итак, берем для примера работу подписчика нашей группы VKSavdat Mamaeva http://vk.com/sudatka.

Задания С1-С4. Это составное задание, или так называемый мини-тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию. Текст из реальных вариантов ЕГЭ 2013:

Капитализм, т.е. рыночная экономика, – это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли его в долг или аренду у собственников.Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли…
          Действительными хозяевами рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых – бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них – собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу; в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.
           Когда мы говорим, что производство определённого товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдёт на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли – тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.
            Таким образом, капиталистическая система производства – это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры – уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки – вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.
                                                                                                                                                                                                                  (Л. Мизес)

И вопросы:

С1. Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором.
С2. Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка – потребитель.
С3. Какой неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два неценовых фактора и один из них проиллюстрируйте конкретным примером.
С4. Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. В каких ситуациях, по Вашему мнению, это может быть целесообразно? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.

Текст весьма значительный по объему. Вспоминаем наши рекомендации по работе со сложными текстами. Для начала бегло читаем весь текст, выделяем, о чем он, его основную проблему. Да, это законы рыночной экономики. Теперь читаем ВСЕ вопросы, так как одна из типичных ошибок в работе с текстом — это путаница при подборе ответов. Ответ на одно задание дается к другому.

Начинаем по порядку решать задания, помним при этом, что мы:

  • применяем контекстный поиск, ищем синонимы формулировок задания в тексте
  • ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими не следует пренебрегать
  • при необходимости мы разделяем ответы (ищем разные идеи), спрятанные в одном предложении
  • новая мысль текста, как правило, начинается с нового абзаца
  • не теряем вопросов в составных заданиях из нескольких вопросов, выделяем их для себя
  • формулировки ответа следует записывать, максимально соотнося с вопросом, не запутывая проверяющего.

С1. Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором.

Ответы выпускника:

1-я характерная черта: материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев.
2-я характерная черта: свободное предпринимательство.
3-я характерная черта: покупатели определяют, что следует производить и какого качества.

Читаем С2. Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка – потребитель.

Очевидно, что во втором абзаце текста речь идет о роли потребителя (покупателя). Поэтому 3я характеристика выглядит явно ошибочной. Это ответ к С2. Тем не менее, нужные «две характерные черты рыночной экономики» в тексте найдены, 2 балла.

Напомним, что при контекстном поиске в тексте в качестве черновика уместно применять сам КИМ с текстом:

Капитализм, то есть рыночная экономика

Ответы выпускника:

С2. хозяин рынка потребитель, потому что :
1) покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями.
2) они определяют, что следует производить и какого качества
3) они делают бедных богатыми, а богатых бедными.

Видим еще одну типичную ошибку в этом задании. Это подмена смысловой оценки автора, которую требуется найти, эмоциональной.

Решение С2
Зеленое — эмоциональные высказывания, а не логические суждения. Они не показывают связи потребителя с рынком, влияние его экономического выбора на производителя. Требуемых трех объяснений мы не видим, поэтому лишь 1 балл из двух возможных.
Вот еще несколько важных рекомендаций ФИПИ по проверке заданий С1-С2 для экспертов ЕГЭ:
Задание по обществознанию С1

Пойдем дальше. С3. Какой неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два неценовых фактора и один из них проиллюстрируйте конкретным примером.

Ответ выпускника:

С3. неценовой фактор: доходы потребителя
другой неценовой фактор: мода
ещё другой неценовой фактор: сезонность (пример: зимой люди не будут покупать летние босоножки, следовательно, спрос падает)
ещё неценовой фактор: инфляционные ожидания

Что мы видим? Вопрос трехсоставный. Нам нужно найти  неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте. 2 указать укажите любые другие два неценовых фактора и 3 один из них проиллюстрируйте конкретным примером. Выпускник явно видит это, но отдельно не выделяет, что может быть поводом для снижения балла. Если вы часто теряете элементы ответа в части С, то выделяйте для себя их прямо в тексте:

Задание по обществознанию С3

Screenshot_13

Фактически из ответа выпускника непонятно, какой фактор спроса привел автор, а какие два приводит он сам дополнительно. Здесь следует писать так: Автор (в тексте) приводит такой неценовой фактор спроса, как доходы потребителя. Хотя, это и неверный ответ:

Задание по обществознанию

О доходах потребителя, которые влияют на спрос, и безусловно, являются его неценовым фактором, как мы видим, речь не идет. мы видим дешевле, но это о цене. Какие мы знаем еще неценовые факторы спроса?

Screenshot_13

Итак, в тексте речь, конечно, идет о моде на товар (У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу… Запросы потребителей).

Таким образом, 1й элемент ответа не засчитывается, а вот два остальных верны (есть еще 2 верных дополнительных фактора, есть правильно приведенный пример). Обратите внимание, что выпускник абсолютно верно подстраховался, привел на 1 фактор больше, чем его просили, таким образом спас 1 балл. Дело в том, что моду в свой пример явно бы не зачли, раз этот фактор есть в тексте. Итого в лучшем случае (даже если придираться, а будут!!!) к неверному выделению элементов ответа, 2 балла.

И С4. Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. В каких ситуациях, по Вашему мнению, это может быть целесообразно? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.

Как видим, вопрос уже не связан с текстом, и требуется привести свое видение поднимаемой отвлеченной напрямую от текста проблемы. Вот ответ выпускника:

С4. По моему мнению, государство поддерживает некоторые убыточные предприятия из-за того, что они производят продукцию, лежащую в его интересах.
1-я ситуация: государство поддерживает предприятия по пошиву национальной одежды с целью сохранения культуры народа, а также самоидентификации.
2-я ситуация: учёные изобрели новую технику, инновацию , и занялись её массовым производством. Но в силу маленького спроса на неё по причине недоверия населения к новому, их бизнес был убыточным. Государство, поддержав различными способами это предприятие, развивает не только внутренний рынок, но и занимает хорошие позиции на мировом.

Мы видим верное объяснение проблемы и два не совсем корректных примера (в легкой промышленности обычно царит настолько серьезная конкуренция, что государство и население в любом случае получит искомую продукцию; убыточные инновации в современной рыночной экономике не поддерживаются, вспомним пример разорившегося недавно ё-мобиля). Здесь корректнее приводить в пример разработки, предприятия оборонной отрасли, так как государство всегда будет нуждаться в военной мощи, терпеть любые убытки ради сильной армии.

Ё-МОБИЛЬ-Демотиваторы-путин

Следуем рекомендациям ФИПИ:

Screenshot_14

Эти рекомендации универсальны для заданий С3, С4, С6, С7.

То есть здесь в теории ответ вроде верный, но примеры именно житейские (не совсем корректные, не иллюстрирующие теоретические тенденции в полной мере, в некоторых моментах противоречащие ей). 2 балла. Итого за С1-С4 7 баллов из 10 возможных.

Далее, следующий блок заданий — теоретические С5 и С8 и проверяющие применять знания на примерах из социальной практики С6 и С7.

Задание С5. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки учащихся: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.);
3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

ФИПИ приводит следующий пример задания с максимально оцененным 3 баллами ответом выпускника:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.

Screenshot_15

В проверяемом нами выполненном варианте в формате этого задания конкретизации нет (она, напомним, появилось лишь в этом году), и выглядело оно так:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Составьте два предложения, содержащие информацию о социальном конфликте.

Ответ:

С5. Социальный конфликт – столкновение интересов социальных групп или индивидов за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
В социальных конфликтах стороны могут преследовать не только одинаковые, но и противоположные цели.
Социальные конфликты имеют негативные и позитивные функции.

Все верно, без конкретизации данное задание, согласитесь, выглядит достаточно приемлемым. Максимальные 3 балла.

С6. Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте каждую названную особенность.

Что отмечается ФИПИ как особенности этого задания?

  • С6 — задание высокого уровня сложности.
  • В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни.
  • Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите … и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие …», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример».
  • Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований.
  • В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления.
  • другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

То есть задние может строится по разному, но всегда ответ на него требует определенной степени конкретизации, а в основном формирования полноценных суждений-аргументов. Также при его выполнении требуется соблюдать ту последовательность и форму, которую требует формулировка задания. Посмотрим, как с этим заданием справился наш выпускник:

С6. 1-я особенность: государство объединяет в себе три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную, поэтому является центральным институтом политической системы.
2-я особенность: монополия на издание законов. Только государство может разрабатывать и принимать законы а также применять в соответствии с ними санкции в отношении их нарушителей,
3-я особенность: монополия на легальное применение силы. Только государство может использовать силовые методы для обеспечения правопорядка.

Все хорошо и верно. Теоретическим положениям не противоречит, оснований для снятия баллов за теоретические огрехи здесь нет. Да и задание само сформулировано без требования обычных примеров, что с одной стороны упрощает задачу, с другой — напротив. Не все выпускники в ладах с теорией. Максимальные 3 балла.

Пойдем дальше, задание С7. Оно представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

Вот критерии оценки данного задания:

Screenshot_3

Вот такое задание решал наш выпускник С7. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)

Правоведческая задача перед нами. Наиболее популярный тип задач в С7. Ответ:

С7. 1 нарушение: трудовой договор может заключаться только с детьми, достигшими 16-летнего возраста.
2 нарушение: продолжительность рабочего времени в неделю превышена, она не должна составлять больше 12 часов.
3 нарушение: продолжительность рабочего времени в сутки не должна составлять более 2, 5 часов.

1. Неверно, так как трудовой договор можно заключить и с лицами не достигшими 16-летнего возраста:

  • для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью, можно принять 15-летнего работника, если он получил общее образование либо продолжает обучение по основной программе общего образования по вечерней или заочной форме.
  • допускается наем 15-летнего и в случае, когда он оставил учебу.
  • ребенок принудительно исключается из учебного заведения — при совершении им противоправных действий. В этой ситуации его также разрешается принять на работу.
  • с учащимся, достигшим 14 лет при согласии одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства можно заключить трудовой договор для выполнения работы в свободное от учебы время.

2. Неверно, так как хоть продолжительность рабочего времени действительно превышена (44 часа), она не должна составлять более 24 часов в неделю. Фактическая ошибка.

3. Верно. Действительно, смена сокращается, когда работа совмещается с учебой в общеобразовательном учреждении, учреждении начального и среднего профессионального образования: 2,5 часа для лиц в возрасте от 14 до 16 лет.

Итого 1 балл за ответ.

Ответ в идеале: 1. Превышена норма продолжительности рабочего времени в сутки, она не должна составлять более 2, 5 часов в данном случае. 2. Продолжительность рабочего времени в неделю превышена, она не должна составлять больше 24 часов. 3. Подростки не имеют право работать в ночное время, а завершать работу они будут уже поздно вечером. 4. Несовершеннолетние не допускаются до работ, которые связаны с переноской тяжестей вручную.

И задание С8. Сложный план, который звучал так: «Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах».

Это задание я предлагаю разобрать в виде домашнего задания. Для подсказки, если столкнулись с трудностями, как наш выпускник, не выполнивший это задание, рекомендую просмотреть видео-урок «Культура. Формы и разновидности».

Ваши ответы мы разберем в комментариях, а также в обсуждениях в группе VK

Типичные ошибки в части С

Итак, чего нужно избегать при выполнении части С ЕГЭ по обществознанию? В завершении нашего разбора обозначим типичные ошибки, приведенные сегодня. Постараемся понять, как их избегать.

1. В работе с текстом С1-С4 меняются местами ответы на задания. Путаница при подборе ответов. Ответ на одно задание дается к другому. Для не допущения подобной ошибки читаем ВСЕ вопросы после прочтения текста, затем начинаем отвечать.

2. Потеря вопросов в составных заданиях из нескольких вопросов. Для не допущения подобной ошибки выделяем их для себя зразу в тексте задания прежде, чем приступить к его решению.

3. Формулировки ответа не понятны, требуют дополнительного времени у эксперта для идентификации. Для не допущения подобной ошибки ответы следует записывать, максимально соотнося с вопросом, не запутывая проверяющего.

4. Подмена смысловой оценки автора, которую требуется найти в тексте, эмоциональной. Для не допущения подобной ошибки опирайтесь прежде всего на Ваши теоретические знания, а не на литературный анализ текста. Здесь он в принципе не нужен!

5. Неверно (не) выделены элементы ответа. От этого никак не убережешься (просто может не хватить конкретно требуемых знаний по проблеме). Для компенсации подобной ошибки: ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими не следует пренебрегать. Возможно сформулировать больше ответов для подстраховки.

6. В ответе требуется привлечение знаний курса, но выпускник подменяет обществоведческие знания обыденными представлениями. Это повод для снижения баллов! Для не допущения подобной ошибки, записав ответ в бланк черновика, проанализируйте получившийся ответ на содержание терминов, представлений из тех наук (пособий), знаний по которым Вы овладели.

7. В ответе требуется привести конкретные примеры, но выпускник подменяет их абстрактными или сугубо теоретическими суждениями. Это повод для не выставления баллов за ответ! Для не допущения подобной ошибки, записав ответ в бланк черновика, проанализируйте получившийся ответ на соответствие социальной реальности. Ваш ответ должен представлять собой описание реальной «картинки из жизни», а не фразу из пособия.

Успехов Вам, желаем успешной подготовки и удачи на ЕГЭ 2014 по обществознанию!

Расширеный Курс ЕГЭ по обществознанию

 

 

 

Поделись записью в социальных сетях >>>
6 thoughts on “ЕГЭ по обществознанию часть С 2014
  1. Аня

    Большое спасибо за рекомендациии=)

  2. Егор

    Спасибо большое, надеюсь поможет сдать мне ЕГЭ 16 числа)

  3. Коллега

    «Чтобы получить высокий балл в ЕГЭ по обществознанию 2014, мы рекомендуем внимательно ознакомится с данным документом. »
    Евгений, очень нравится Ваш сайт и методы работы, но старайтесь все-таки избегать орфографических ошибок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *